|
Ботагоз Сейдахметова
Избирательная кампания в России становится все интереснее, даже при таком факте, что и правые, и левые, и нейтральные уверены, что Владимир Путин пройдет на свой третий президентский срок. Парадокс ситуации в том, что даже такой предсказуемый исход выборов дает многочисленным аналитикам прекрасную пищу для умных рассуждений и прогнозов в стиле, а что бы было, если бы Путин не победил?
Президентская избирательная кампания-2012 в России практически только началась, кандидаты только начали публиковывать свои программы, и, по сути, только-только телевидение, как главный и реальный инструмент агитации, начало демонстрацию обращений кандидатов к народу.
Между тем сами выборы намечены на 4 марта, до них осталось всего-то полтора месяца. Слишком мало для президентской гонки в одной из самых влиятельных стран мира.
Для сравнения: избирательная кампания в США, которая началась в первых числах января 2012 года, завершится только в ноябре, а инаугурация следующего американского президента будет уже в 2013 году.
Впрочем, такое отличие объяснимо. Системы выборные категорически отличаются. В США при наличии нескольких партий главными всегда и традиционно остаются две - Демократическая и Республиканская. При этом каждая партия выдвигает не одного, а сразу нескольких кандидатов, которые ведут сначала внутрипартийную борьбу. Так что сама кампания в результате выливается в целую череду предварительных встреч со своими избирателями. Встречи проходят в два этапа. Первичное выдвижение кандидатов - на так называемых кокусах, или неофициальных встречах. И окончательное выдвижение одного кандидата от партии - праймериз.
В России при таком же большом числе партий официально нет двух оппонирующих, а значит, контролирующих друг друга партий. На сегодняшний день ведущая партия страны - это “Единая Россия”, вместе с которой стабильно идут еще две партии с бессменными лидерами - Коммунистическая и Либерально-демократическая. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский давно заработал имидж эпатажного политика, который на самом деле прекрасно понимает, что никогда не займет кресло президента. Но он имеет свой стабильный электорат, и для создания политического плюрализма его партия весьма удобна.
Коммунист Геннадий Зюганов тоже собирает свои традиционные проценты, которых часто хватает, чтобы занять второе место в гонке.
Прочие традиционные участники российских выборов, такие как лидер партии “Яблоко” Григорий Явлинский, тоже знают свое место и, похоже, принимают участие в гонке то ли по инерции, то ли в попытке самому себе доказать, что он все еще в обойме.
Поэтому сегодня аналитики всех толков прогнозируют, что кандидат от правящей партии Владимир Путин практически не имеет конкурентов и даже при нарастающем протестном антипутинском настроении в России наберет-таки свои необходимые 50 процентов голосов избирателей. Так что никакого второго тура не будет.
И все же редко, но высказываются робкие надежды на некое чудо, и возлагается оно на свежее лицо - самовыдвиженца Михаила Прохорова. Ну не то чтобы надеялись, что тот подвинет Путина, а хотя бы создаст прецедент второго тура. Лично я сильно сомневаюсь, что Прохоров сумеет переманить электорат Путина, тем паче Зюганова и Жириновского. У двух последних железобетонный электорат.
Один из западных источников в Интернете уверенно заявляет, что Прохоров чистой воды кремлевский проект, эдакий “наш ответ” Болотной и Сахарова. Мол, сам Путин позвонил Прохорову на мобильный телефон и предложил выдвинуть свою кандидатуру. Вполне себе смахивает на правду. Достаточно было все декабрьские протестные дни в России посмотреть многочисленные политические телешоу, когда такие “авторитеты”, как Тина Канделаки, заявляли, мол, вот если бы Прохоров выдвинулся кандидатом да принял участие в гонке, то вот за него бы свой голос отдала. А так, конечно, только Путин.
Что касается кандидатуры Сергея Миронова, лидера партии “Справедливая Россия”, то она не может не вызывать улыбку. Сегодня Миронов с экранов телевизоров жестко, почти в стиле коммуниста Зюганова, вещает о себе как о реальном альтернативном кандидате в президенты. Мол, “ни господин Зюганов, ни господин Жириновский, ни Григорий Явлинский не являются такой альтернативой”. При этом в своих интервью Миронов намекает на то, что убедительная победа Путина стоит под вопросом, и вполне еще может состояться второй тур выборов, потому что “люди наконец-то проснулись, почувствовали, что от них многое зависит, зависит от их голоса”.
Ироничное же отношение к нему вызвано тем, что именно Сергей Миронов в 2007 году, будучи спикером Совета Федерации, активно лоббировал идею выдвижения Путина на третий срок. Более того, предлагал увеличить президентский срок до 7 лет, проще говоря, изменить Конституцию страны. Понятно, отчего сегодня верить такому политику весьма сложно.
|
Самым рьяным оппонентам Кремля Каспарову и Немцову остается только право наблюдать и критиковать |
На политическом поле России, конечно, есть политики, которые от души не любят Путина и все его “единоросское” окружение. Но и они выглядят весьма печально по тривиальной причине их маргинального положения. Да и программные лозунги Каспарова и Немцова как-то неубедительны. Один из “единороссов” ехидно заметил, мол, что это за программная задача, которую Немцов озвучил - отпустить всех политических заключенных? У нас, мол, только один политзаключенный - Ходорковский. Что касается Гарри Каспарова, одного из создателей объединенного демократического движения “Солидарность”, то его статьи и интервью чаще всего обращены к западному читателю. Главный посыл всех его выступлений звучит так: Путин должен уйти.
Уйдет ли все же Путин? Для фантазий на эту тему остается всего только полтора месяца. |