|
Константин Маскаев
О многоженстве в Казахстане заговорили не так давно. Причем не только на бытовом “кухонном” уровне. В сферу парламентских мини-дебатов эта тема перекочевала, вероятно, после переноса столицы. Чиновники, депутаты и персонал перебравшихся в столицу компаний - в основном это мужеская часть бомонда - были вынуждены долгое время проводить вдали от семейных ценностей и прелестей и обзавелись подругами. Отсюда, видимо, и проблема.
Размышляя об этом, я обнаружил две совершенно противоположные точки зрения на институт многоженства. Они взаимоисключают друг друга. Но это та полемика, в которой и я лично не могу занять однозначной позиции
Прежде попытаемся обнаружить факторы, которые работают в пользу этого явления. Следует принять как данность, что де-факто эта практика была и будет. Оговорюсь, что веду речь именно о содержании или даже совместном проживании двух и более семей, объединенных вокруг общего центра - одного мужчины, а не о разного рода адюльтерах. Но поскольку это не может быть закреплено де-юре, в каждый конкретный временной промежуток закон видит “при муже” только одну легитимную супругу. Остальные жены таковыми не считаются. Пока все живы, здоровы и взаимодействуют душа в душу, беспокоиться “вторым женам” не о чем. Проблема возникает в неприятные житейские моменты: пришлась не ко двору, не стало главы семейства. Закон не станет рассматривать “вторых жен” и их детей среди претендентов на раздел имущества, алименты или наследство.
Сторонники введения института многоженства также ратуют за демографический рост и решение проблем абортов и женского одиночества. Многоженство даст шансы тем, кто при существующем положении вещей этих шансов вообще не имеет.
Многоженство, наличие второй семьи, второй брак и т.д. иногда может оказаться единственно возможным условием продолжения фамилии. К примеру, гармонию вполне счастливого брака нарушает только досадное отсутствие сыновей: рождаются одни дочери. Мужчина, который хочет увидеть продолжение своей фамилии, вынужден вступать в отношения с потенциальной матерью своего сына.
Есть и такие ситуации, когда мужчина нужен женщине в большей степени как помощник, как поддержка, как сильное плечо, на которое можно положиться. Нравственно готовы к такой роли многие мужчины. И полигамная природа сильной половины человечества этому не противоречит. Подчеркну: если речь идет о зрелом, уверенном в себе и своих силах мужчине, который способен быть той реальной опорой для нескольких женщин. Но есть ли гарантия, что, окружив себя сонмом заботливых и любящих созданий, иной мужчина не сложит на них всю экономику семьи, а сам останется лишь домохозяином и господином?
|
Невесты без места |
И как раз тут окажется весьма кстати поменять ракурс и взглянуть на проблему иначе.
На мой взгляд, институт многоженства подразумевает некий сервильный функционал: женщина оказывается, что называется, по умолчанию, в подчиненном положении. Она - лишь средство обслуживания интересов представителя противоположного пола. Конечно, при этом она получит и некоторый свой бенефит, как то: рождение детей, порционная забота и статус замужней женщины. Но, помним, даже де-юре - не единственной в жизни конкретного мужчины. Это, видимо, может вызвать и соперничество за более высокий статус среди “одноклассниц” в отдельно взятой ячейке общества. Не спорю, иным дамам такой стимул даже пойдет на пользу, и в зависимости от ценностных ориентиров мужчины иная женщина будет стремиться к интеллектуальному развитию, карьерному росту, другая просто станет аккуратной, чуткой, заботливой хозяйкой, третья сосредоточится на внешности и фигуре и т.д. Либо всех этих “спортсменок”, “комсомолок”, “умниц” и “просто красавиц” мужчина обнаружит в нескольких женщинах, которых соберет под покровом своей фамилии.
При всей позитивной роли мужчины в данном процессе позволю себе воскурить кальян феминизма и напомнить о том, что в современном цивилизованном мире, к которому мы себя относим, женщина (не без борьбы!) получила равные с мужчиной права. Многоженство же означает откат не просто в далекое прошлое, но попрание европейских ценностей, приверженцем которых позиционирует себя Казахстан. То, что это путь к регрессу и даун-грейту, хорошо демонстрирует список известных постсоветских республик, в которых активно обсуждается этот вопрос. Это достаточно закрытые дотационные страны с депрессивной экономикой, пережившие вооруженные противостояния. Причем стремление к многоженству там содержит экономическую, а не религиозную подоплеку и может стать альтернативой в решении социальных проблем. Потрясающее достижение, правда?!
Вообразите также психологическое состояние прежней супруги, когда ее познакомят с очередным выбором мужа. Или “свежую” женушку ему выберут старшие жены?
Не убедит меня и аргументация “старой девы”, которой институт многоженства может открыть определенные перспективы. Сомневаюсь, что потенциальный многоженец станет бороться за руку и сердце женщины в стадии “ягодки опять”. Скорее всего, выбор падет на женщин до 30 лет. Имидж же и общественный статус зрелого мужчины выглядит привлекательнее. Что как бы априори подразумевает порядочность, ясность и определенность в отношениях - в отличие от молодых “игроков”. А богатый опыт общения и знание психологии молодой женщины способны одержать победу в этом походе. Бесспорно и то, что право выбора мужчина оставит исключительно за собой. Женщине останется только принять эту роль.
Нельзя не признавать и того, что современные условия позволили женщине значительно поднять свой статус. Достаточно примеров, когда положения в обществе, уровня достатка, состоятельности, творческой или другой реализации женщина добилась собственными усилиями. И уже ей вполне по силам “взять на довольствие” - или даже на содержание - пару-тройку мужиков. Я намеренно употребляю это уничижительное противопоставление.
Наконец, чтобы снять все вопросы по этому поводу, следовало бы спросить у нормальных неинфантильных мужчин, готовы ли они принять “многомужество” с той же легкостью, с которой они примеряют на себя венец многоженца? А еще - сколько шансов, что любящий отец спокойно отнесется к роли первой, второй или любой другой жены, когда речь пойдет о замужестве дочери? |