|
Константин Маскаев
Нынешняя антитабачная кампания и, в частности, вступивший недавно в силу Кодекс “О здоровье народа...” вызвали самую бурную и разнообразную реакцию как курильщиков, так и их невольных жертв. Закон, что и говорить, нужный. Но, пожалуй, главная к нему претензия - употребление табака незаслуженно поставили в один ряд с алкоголем. Эти два совершенно различных продукта расположены в сознании бок о бок. И потому идут как бы в связке. Дескать, где стопка, там и сигаретка. Удивительно, почему в опале не оказалась, например, селедка? Ведь обычно где водка, там и закуска
Не пытаясь опровергать утверждения специалистов о вредном воздействии курения, тем не менее рискну предположить, что вред от этой привычки не идет ни в какое сравнение с тем воздействием, которое несет алкоголь. Например, курильщик за рулем никак не становится преступником только потому, что накануне выкурил сигарету. Самое интенсивное курение табака не приводит к деградации личности, потере человеческого облика и не несет того социального зла, которое часто сопровождает алкоголизм. Курящий человек не теряет координации движений, способности соображать и выполнять сложную созидательную работу. Тот, кто вносил в кодекс поправки, касающиеся реализации и употребления табака, не очень озаботился тем, как подконтрольные органы будут осуществлять выполнение некоторых его пунктов. Меж тем в подконтрольных органах, по-видимому, и собрались те, кто не видит особой разницы между трагедией алкоголизации общества и пусть и, безусловно, вредной, но социально безопасной привычкой части населения курить табак. Эти последние, получив отмашку, теперь готовы будут расправляться со всем, что несет в себе табачный след.
Именно поэтому, на мой взгляд, некоторые положения Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения” в отношении вопроса регулирования табачной продукции нуждаются в разъяснениях и дополнительных, более внятных разграничениях.
Этот переходный год, видимо, будет использован Минздравом для разработки новых требований к упаковке и дизайну табачных изделий. Но пока все “устаканится”, надзорные органы уже будут обязаны как-то действовать. Сегодня в обеих столицах действует такой негласный порядок. Правоохранительные органы, на представителей которых частично возложили обязанности по надзору за соблюдением положений нового кодекса, в течение этого месяца проводят профилактическую работу с администрацией ночных клубов, дискотек и питейных заведений, дескать, запрет существует, но есть время либо примириться с ним, либо переоборудовать помещения под специально отведенные места для опальных курильщиков.
|
Последняя затяжка... |
Неизбежно возникнут вопросы и со стороны торговых организаций в отношении реализации запрета продажи табачных изделий в помещениях, где торгуют товарами детского ассортимента. Если слепо следовать этому пункту, то еще неделя, и сигаретами нельзя будет торговать ни в крупных магазинах, ни в мелких лавчонках, поскольку зачастую ассортимент привычного магазина с условным названием “Азык-тулик” разнообразен и помимо продуктов включает и средства гигиены, в том числе детской. Без дополнительных разъяснений данное положение оставляет для торговли табачными изделиями только специализированные лавки с условным названием “Табак”.
Для всех же участников рынка важно, чтобы правила реализации табачных изделий в рознице были рациональными и исполнимыми как с технической точки зрения, так и не ставили в разряд изгоев более 30 тысяч торговых предприятий, вовлеченных в оборот табачных изделий по всему Казахстану.
Отечественный Кодекс “О здоровье...” - это наш отклик на Рамочную конвенцию ВОЗ против табака, принятую в 2003 году. За это время в развитых странах был разработан комплекс мер, который защищает права некурящих граждан, но и курильщиков не ставит вне закона. Например, в Швейцарии в этом году были внесены некоторые послабления, которые делают рестораны и бары более привлекательными для любителей табака. Изначально предполагалось, что в этих заведениях нельзя будет курить даже при наличии специально оборудованных залов для курящих, а владельцам придется выплатить до десяти тысяч франков за нарушение этого правила. Но в итоге компромисс все-таки был найден: помещения для курящих легализовали. Наиболее радикальные противники курения, впрочем, уже заявили, что подадут апелляцию в Федеральный суд и потребуют прикрыть и курительные помещения, но увенчается ли успехом их инициатива - пока не ясно.
Борьба с курением стала нормой в современном мире. В США, например, процент курильщиков уменьшился с середины XX века в несколько раз, в Норвегии пачка сигарет обойдется в несусветную сумму - почти 12 долларов, а оформлению сигаретных пачек в Иране с изображением рака горла и прочих болезней позавидует даже иллюстрированный атлас для студентов-медиков.
Но не все борцы с курением одинаково полезны для общества. Первый институт, который стал изучать вред курения, появился в 1941 году в стране, которая к тому времени уже ввела повышенные налоги на табак, запрет на курение в поездах, запрет на курение акушерам и многие иные прогрессивные меры. Лидер этого государства неоднократно выступал с осуждением табака, говорил о том, что введет запрет на курение даже в армии... Адольф Гитлер, вождь нацистской Германии, терпеть не мог табак. Вот уж и вправду, непримиримость или нетерпимость указывают на болезненный фанатизм, который порой принимает совершенно чудовищные формы. |