|
Анна Шелепова
Статья “Куда уходит детство?”, опубликованная в прошлом номере газеты, вызвала неожиданную реакцию. Вкратце напомним. Речь шла о воспитанниках республиканских детских домов и Дома юношества. Точнее, о том, что сироты или брошенные дети бестолково проводят время до определенного возрастного порога, по сути, в закрытых учреждениях, а затем, становясь выпускниками, не знают, что им делать в “большом мире” взрослых.
Речь также шла об отсутствии эффективной благотворительности, когда фирмы или частные лица могли бы обучать, давать работу сиротам и именно так оказывать реальную помощь.
На призыв газеты с интересным предложением откликнулся наш читатель - директор и бизнес-тренер центра НЛП Булат Курманалиев
Еще раз о печальных фактах. По официальным данным, в стране 48 тысяч 456 сирот и брошенных детей. Они никому не нужны. Увы, но государство не в силах обеспечить всех сирот гарантированным жильем и стабильной высокооплачиваемой работой. В лучшем случае подростки устраиваются официантами, продавцами, грузчиками, сторожами.
Редким из них после выпуска удается построить успешную карьеру и образовать крепкую семью. Многие предпочитают свести счеты с жизнью в первый же год после выпуска из детского дома. Другие воруют, убивают... Словом, выбирают криминальный путь.
Специальный психологический проект “Планирование жизни и карьеры”, который недавно состоялся в Алматы, был призван решить проблемы выпускников интернатов. Наш читатель Булат Курманалиев предложил свой вариант, который изложил в стенах редакции не только журналистам, но и исполнительному директору фонда “Кус Жолы” Марине Бухонцовой. (Вторая гостья встречи являлась одним из главных организаторов прошедшего проекта.)
Рассказывает Б.Курманалиев: “Я прочитал статью “Куда уходит детство” и подумал, что могу на благотворительной основе работать с детьми. Я сам с малых лет занимался футболом. Выступал на республиканских чемпионатах. Был капитаном сборной. Затем занимался карате. Работал тренером 20 лет.
Сейчас я - профессиональный тренер по нейролингвистическому программированию. Прошедший тренинг, о котором писала газета, назывался “Планирование жизни и карьеры”. Играя с детьми в футбол, я бы подспудно мог заниматься с ними коучингом - то есть учить ставить цели и задачи на перспективу. Ведь хороший, профессиональный тренер, как и педагог, добрым и правильным словом может научить воспринимать жизнь в позитиве.
Для начала у детей была бы задача сделать карьеру в спорте. К примеру, получить разряд мастера спорта по футболу. Научиться играть в команде. Затем можно было бы ставить и другие цели. Я готов за свой счет купить сразу 20 мячей, спортивную форму, обувь на команду из детей, скажем, 7-10 лет.
Я хочу, чтобы это был долгосрочный проект - хотя бы на десять лет. Я бы хотел заниматься с детьми какого-либо детского дома два-три раза в неделю по полтора часа. Ведь организаторы проекта уверяли, что сирот нужно не просто накормить или одеть, а гораздо важнее инвестировать деньги в их образование, учить их, заниматься с ними, учить раскрываться перед “большим миром”.
Увы, но, по словам второй гостьи редакционной встречи Марины Бухонцовой, частные инициативы, подобные той, что предложил Б.Курманалиев, практически не имеют успеха. “Директора детских домов чаще уверены, что если человек пришел с улицы, то у него недобрые намерения, что у него есть какая-то корысть, что он хочет раздобыть какую-то информацию и разоблачить в чем-либо руководство детских домов. Наш проект состоялся только потому, что мы нагрянули практически внезапно в Дом юношества и перед нами просто не успели закрыть двери”.
М.Бухонцова считает, что идею Булата надо многократно усилить, тогда у нее будут все шансы на успех. В частности, помимо футбола добавить занятия творчеством, психологические тренинги. Изложить концепцию на бумаге, придумать специальные индикаторы, по которым впоследствии рассказать обществу об успешности проекта. Только тогда попробовать обратиться к директорам детских домов. Имея собственный опыт, наша собеседница уверена, что мало кто из директоров детских домов или интернатов захочет пускать “чужака” в закрытый, некий параллельный мир сиротских домов.
Этой публикацией “НП” поддерживает начинание Б.Курманалиева. Кроме того, в редакции есть журналисты, которые готовы в качестве волонтеров абсолютно бесплатно заниматься с детьми изобразительным искусством, настольным и большим теннисом.
Просим нашу статью считать официальным запросом в Министерство образования РК, алматинский акимат и детские дома города. С нетерпением ждем реакции чиновников и руководителей интернатов и детских домов, которые, мы надеемся, предоставят возможность заниматься эффективной благотворительностью во благо детей.
Устройство сирот в семьи – основная задача и серьезная проблема для страны. Было бы неплохо позаимствовать российский опыт, где с нынешнего года запущен проект «Видеопаспорт ребенка». Это интерактивная видеоанкета из семи разделов. Она может быть запущена на обычном DVD-проигрывателе. С ее помощью потенциальные приемные родители ближе знакомятся с будущим ребенком, узнают о его интересах, достижениях, характере. О своем подопечном рассказывают учителя, воспитатели, врачи. «Видеопаспорт» помогает не только усыновителям, но и детям, защищая их от лишнего стресса. Ведь нередко усыновители знакомятся с ребенком, общаются, а в итоге выбирают совсем другого.
Проект «Видеопаспорт ребенка» был запущен около трех месяцев назад. За это время созданы паспорта для 60 ребят, из которых 16 уже устроены в семьи. В ближайшие месяцы планируется запись еще 200 видеоанкет. |