|
Бутылки бывают разные. Демократичные “чебурашки” для дешевой водки и тяжеловесные “огнетушители” для шампанского. Строгие, выдержанные винные бутылки и среди них высшая аристократия - так называемые “эльзасские флейты”...
Рискнем утверждать, что именно с бутылки когда-то и начался маркетинг среди производителей алкогольной продукции. А среди бутылок всегда особенно выделялась пивная - в отличие от вытянутой “узкоплечей” винной - приземистая, широкая, напоминающая флягу. Впрочем, конечно, не всегда: было ведь время, когда бутылок и вовсе не было, а веселящие напитки разливались в незакупоренную тару - графины, кувшины и прочие “амфоры”. И даже, как демонстрирует археология, в высушенные тыквы.
А стеклянные бутылки, как утверждают историки, впервые появились лишь в VI веке в странах Восточного Средиземноморья, и в Европе первыми их изготовителями считаются средневековые мастера венецианского острова Мурано. Правда, пили из них первое время главным образом виноградные напитки. В крайнем случае, ром. Кстати, по легенде, впервые пиво разлили именно в бутылки из-под рома: сделал это некий голландский пират, которому не хотелось делиться выпивкой с “коллегами”, и он разверстал ее в стеклянные емкости, чтобы легче было припрятать на корабле.
Так что специфическую, пивную, форму бутылка с хмельным пенистым напитком приобрела лишь в конце XVIII века. Но это не значит, что эволюция на этом и кончилась.
Пивовары и сегодня, особенно накануне периода отпусков и выходных на природе, пытаются придумать что-нибудь эдакое, новенькое, сильно привлекательное, но в то же время сохраняющее “фамильное” сходство с традицией. Один из важных моментов, тенденций даже, так называемая эргономичность бутылки. Попросту - чтобы ее было легче и удобнее держать и открывать. Например, компания “Балтика” использует для этого (с нынешнего апреля) пробку с кольцом - это чтобы открывать одним движением, без посторонних приспособлений.
Или другое прогрессивное течение. Пиво, как известно, пьют холодным, и потому сегодня передовая дизайнерская мысль бьется над созданием суперупаковки, а именно - самоохлаждающейся бутылки!
А пока в Европе “химичат”, отечественные умы, наоборот, возвращаются к истокам. В частности, та же упомянутая “Балтика №7” разливается сейчас в бутылку, при изготовлении которой используется так называемый оформительский элемент эмбоссмент - выпуклая рельефная гравировка. Это не только усиливает приятные тактильные ощущения от того, что держишь нечто хорошо сидящее в руке, но и напоминает о традициях. Ведь с давних пор название пива указывалось на емкости посредством гравировки - рельефной надписи на самой бутылке, а не на бумажной этикетке.
А то, что “обертка” бывает порой не менее важна, чем конфета, сосуд не менее важен, чем содержимое, - подчеркивает тот факт, что детище “балтийских” пивоваров стремительно превращается в международный бренд. А та же “Балтика №7 Экспортное” продается в 33 странах мира, среди которых, между прочим, такие, как Великобритания, Германия и Нидерланды.
Александр Суровов, эстет |