|
Информационная эволюция
VI Форум европейских и азиатских медиа (ФЕАМ), неизменным организатором которого является медиахолдинг “РИА Новости”, проходит в Астане 21-22 ноября под девизом “20 лет независимости: СМИ и общество”.
В форуме принимают участие свыше 200 представителей масс-медиа из стран СНГ, Балтии и Грузии, в том числе руководители СМИ и ведущие топ-менеджеры медиаиндустрии постсоветского пространства, блогеры, эксперты, аналитики. В качестве специального гостя приглашен кинорежиссер Никита Михалков.
“ФЕАМ этого года использует технологии и подходы нового типа, он запомнится не столько применением современных технологий, сколько новыми форматами. Например, на форуме пройдет электронное голосование относительно темы будущего форума, а с помощью дискуссионного формата “Стенка на стенку” будет решаться вопрос о том, должны или не должны нести ответственность за содержание своих постов пользователи социальных сетей”, - рассказала главный редактор “РИА Новости” Светлана Миронюк.
На открытии Форума европейских и азиатских медиа были зачитаны приветствия в адрес участников форума от президентов России и Казахстана Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева, а также от Исполкома СНГ.
Ключевые темы ФЕАМ-2011 - особенности функционирования медиа в условиях стремительного развития информационных технологий и те вызовы, которые бросает информационному сообществу современный мир. Свое мнение на страницах “НП” высказывают некоторые из участников ФЕАМ-2011.
Накануне ФЕАМ-2011 в Астане один из его участников генеральный директор издательского дома “Алтапресс” Юрий Пургин, рассказал, как научить читателей “гигиене” поведения в Интернете и могут ли СМИ в кризис зарабатывать достаточно денег
- Юрий Петрович, как Вы можете оценить сегодняшнее политическое и экономическое состояние постсоветского пространства?
- Я оцениваю состояние постсоветского пространства как весьма перспективное, оно связывает развивающиеся страны, которые в последнее время стали вновь стремиться друг к другу, понимая свои экономические интересы и имея общие корни. Это демонстрируют лидеры - Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, которые стремятся к объединению, понимая, что без объединения сил нам будет достаточно трудно конкурировать на международных рынках с развитыми странами Европы и Азии.
Мне как человеку, родившемуся в СССР, жалко, что наши связи прерывались и в некоторых постсоветских странах идет проамериканская ориентация, которая ничего плохого, в принципе, не несет, кроме того, что корни теряются, а отрыв от корней всегда чреват проблемами.
- Как Вы оцениваете роль СМИ в интеграционных процессах?
- Роль СМИ в интеграционных процессах пока никакая. Я имею в виду, в частности, региональные средства массовой информации. Мы крайне мало пишем о соседних регионах. Я думаю, что эта роль будет возрастать, потому что нашим читателям интересно, как живет Казахстан, что происходит в Средней Азии. Объективно интересно, потому что это интересующие наших предпринимателей рынки и духовно близкие нам люди. А возьмите Грузию - страну великой культуры. Теперь между нашими двумя странами все затмевают политические проблемы.
Мне кажется, что СМИ здесь могут выступать в роли миротворцев и удовлетворять естественный интерес людей к соседям, которые проживают рядом, тем более что интерес этот базируется на общих культурных ценностях, на общем прошлом.
- Как Вы считаете, насколько независимы национальные СМИ от политических и финансовых структур, государства? Возможна ли политическая и профессиональная независимость СМИ в условиях экономического кризиса?
- Большинство национальных средств массовой информации сегодня принадлежат государству. В отдельных регионах зачастую они отражают узкие интересы отдельных групп чиновников, которые преследуют свои частные интересы. В результате мы не получаем объективного информационного пространства, а все время “попадаем в истории”, связанные с конкретными личностями. Особенно ярко это выражено на сегодняшний день в Средней Азии. Я общался с редакторами из этих государств и понимаю, как нелегко им живется.
Политическая и профессиональная независимость СМИ, безусловно, необходима. И кризис здесь ни при чем. Все государственные СМИ, к примеру, можно сделать общественными, для этого не надо ничего выдумывать - просто поделиться с ними налогами и защитить от произвола чиновников. Как убежденный рыночник, я считаю, что СМИ - отрасль самодостаточная. Даже в эпоху кризиса они могут зарабатывать достаточно денег для развития, независимо от государства и от поддержки финансово-промышленных групп.
- Как Вы считаете, следует ли вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это необходимо?
- Я недавно закончил научную работу, где обосновываю критерии свободы печати, и одним из главных критериев является зрелость отрасли и ее способность к саморегулированию. Под саморегулированием понимается отраслевая корпоративная солидарность, ответственность, объективность, подразумевающая обязанность говорить правду о том, что происходит в обществе. Без этого сегодня невозможно развитие СМИ, их отделение от государства и переход в новую фазу существования.
Надо активно заниматься саморегулированием отрасли, и я, как президент Альянса независимых региональных издателей, принимаю в этом посильное участие - мы занимаемся темами, которые связаны с аудитом тиражей, освещением выборов, вопросами, связанными со скрытой рекламой. Чтобы было понятно, о чем я говорю: в 1921 году в Швеции вышла корпоративная газета издателей с заявлением, что серая реклама - это коррупция. В России я до сих пор не видел таких статей. Наоборот, заказные статьи у нас очень популярны.
- Как Вы можете оценить состояние национальных секторов Интернета и роль социальных сетей? Есть ли необходимость регулирования Интернета и возможно ли это в принципе?
- Роль социальных сетей растет во всем мире. В России есть сегодня поколение, оно уже достаточно взрослое, которое считает, что весь Интернет - это сеть “ВКонтакте”. Утро у них начинается в этой сети и там же заканчивается.
Социальные сети - это прежде всего молодежь от 15 лет и старше. Роль социальных сетей растет по мере взросления нового поколения. Она уже сейчас становится очень важной - не зря же наш президент “прописался” в Твиттере.
Я полагаю, что у нас очень неплохой информационный Интернет в России, он достаточно развит. По качеству и смыслу мы не отстаем от мировых лидеров. Да, еще отстаем по охвату аудитории, но это в силу чисто технического отставания, связанного с прокладыванием сетей.
Регулировать Интернет невозможно, поскольку он не имеет границ. Регулировать проекты СМИ в Интернете возможно, но опять же, это в первую очередь должно быть саморегулирование, а не государственный контроль.
- Каким Вам видится будущее традиционных СМИ в связи с бурным ростом Интернета? Некоторые эксперты говорят о скором конце печатных СМИ...
- Традиционные медиа должны измениться, и у них просто нет выбора. У нашего холдинга, к примеру, уже нет конкретных редакций, выпускающих информационные продукты, у нас есть мультимедийная редакция, которая работает на нескольких площадках. Мы считаем, чем их больше, тем лучше. Этими площадками может выступать Интернет, газета, журнал, айпад, айфон, любой носитель.
В этой связи какого-то “плача по носителю” информации не возникает - сегодня он печатный, а завтра электронный. Если типография в будущем не понадобится, то будет меньше затрат на печать, на бумагу - и только.
С другой стороны, я не верю в негативный прогноз. И книги, и газеты будут существовать достаточно долго, но будущее у них будет другим. Они будут продуктами не массового чтения, а предметом элитарного потребления. Нам рано или поздно придется переориентироваться. Газетчики первыми столкнулись с этой угрозой и начали адаптацию к новым реалиям. Они пытаются найти свое электронное будущее или делают ставку сразу на несколько носителей. Однако по-настоящему важен контент, а не платформа. Если мы сохраним свою ценность как производители контента, не проиграем социальным сетям эту позицию, то будем жить.
- Как Вы считаете, какие негативные последствия для общества существуют в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей? Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться?
- У нас на Алтае в “Алтапрессе” есть прекрасная программа “Газета в образовании”, где мы учим три тысячи школьников читать качественную прессу. В рамках этой программы в этом году будет реализован проект под названием “Безопасный Интернет”. Вообще, я сторонник того, чтобы в стране появилось медиаобразование в школе. Оно должно прививать подросткам информационную гигиену. Потому что сегодня роль пользователя - это роль соавтора и комментатора, что требует определенной культуры поведения. И традиционные медиа должны здесь играть заглавную роль.
- На Ваш взгляд, существует ли цензура в СМИ? Каковы ее формы и особенности на постсоветском пространстве с точки зрения реального функционирования СМИ? Самоцензура - объективное явление или субъективный психологический и исторический феномен “совкового воспитания”?
- Если говорить о цензуре - ее в СМИ быть не должно. Шила в мешке, когда есть Интернет, не утаишь - цензура просто обречена на провал, и сегодня государственные лидеры начинают это понимать даже в странах с жестким режимом.
Если в газете это не выйдет, если сюжет не пройдет по телевидению, информация все равно появится в Интернете, и миллионы читателей смогут ее прочитать. Но это в теории, а на практике - зависимость руководителей СМИ от политической конъюнктуры на постсоветском пространстве очень большая.
Самоцензура действует там, где люди привыкли и понимают, как действуют негласные правила игры. Они боятся последствий, потому что уже когда-то испытали их на себе. И в этой связи им нужна сильная прививка, которая бы доказывала, что последствий не будет. Но пока, к сожалению, они получают прямо противоположные сигналы. |