ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Юрий Пургин: Надо с детства прививать информационную гигиену Исследования

Информационная эволюция
VI Форум европейских и азиатских медиа (ФЕАМ), неизменным организатором которого является медиахолдинг “РИА Новости”, проходит в Астане 21-22 ноября под девизом “20 лет независимости: СМИ и общество”.
В форуме принимают участие свыше 200 представителей масс-медиа из стран СНГ, Балтии и Грузии, в том числе руководители СМИ и ведущие топ-менеджеры медиаиндустрии постсоветского пространства, блогеры, эксперты, аналитики. В качестве специального гостя приглашен кинорежиссер Никита Михалков.
“ФЕАМ этого года использует технологии и подходы нового типа, он запомнится не столько применением современных технологий, сколько новыми форматами. Например, на форуме пройдет электронное голосование относительно темы будущего форума, а с помощью дискуссионного формата “Стенка на стенку” будет решаться вопрос о том, должны или не должны нести ответственность за содержание своих постов пользователи социальных сетей”, - рассказала главный редактор “РИА Новости” Светлана Миронюк.
На открытии Форума европейских и азиатских медиа были зачитаны приветствия в адрес участников форума от президентов России и Казахстана Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева, а также от Исполкома СНГ.
Ключевые темы ФЕАМ-2011 - особенности функционирования медиа в условиях стремительного развития информационных технологий и те вызовы, которые бросает информационному сообществу современный мир. Свое мнение на страницах “НП” высказывают некоторые из участников ФЕАМ-2011.


Накануне ФЕАМ-2011 в Астане один из его участников генеральный директор издательского дома “Алтапресс” Юрий Пургин, рассказал, как научить читателей “гигиене” поведения в Интернете и могут ли СМИ в кризис зарабатывать достаточно денег


- Юрий Петрович, как Вы можете оценить сегодняшнее политическое и экономическое состояние постсоветского пространства?
- Я оцениваю состояние постсоветского пространства как весьма перспективное, оно связывает развивающиеся страны, которые в последнее время стали вновь стремиться друг к другу, понимая свои экономические интересы и имея общие корни. Это демонстрируют лидеры - Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, которые стремятся к объединению, понимая, что без объединения сил нам будет достаточно трудно конкурировать на международных рынках с развитыми странами Европы и Азии.
Мне как человеку, родившемуся в СССР, жалко, что наши связи прерывались и в некоторых постсоветских странах идет проамериканская ориентация, которая ничего плохого, в принципе, не несет, кроме того, что корни теряются, а отрыв от корней всегда чреват проблемами.
- Как Вы оцениваете роль СМИ в интеграционных процессах?
- Роль СМИ в интеграционных процессах пока никакая. Я имею в виду, в частности, региональные средства массовой информации. Мы крайне мало пишем о соседних регионах. Я думаю, что эта роль будет возрастать, потому что нашим читателям интересно, как живет Казахстан, что происходит в Средней Азии. Объективно интересно, потому что это интересующие наших предпринимателей рынки и духовно близкие нам люди. А возьмите Грузию - страну великой культуры. Теперь между нашими двумя странами все затмевают политические проблемы.
Мне кажется, что СМИ здесь могут выступать в роли миротворцев и удовлетворять естественный интерес людей к соседям, которые проживают рядом, тем более что интерес этот базируется на общих культурных ценностях, на общем прошлом.
- Как Вы считаете, насколько независимы национальные СМИ от политических и финансовых структур, государства? Возможна ли политическая и профессиональная независимость СМИ в условиях экономического кризиса?
- Большинство национальных средств массовой информации сегодня принадлежат государству. В отдельных регионах зачастую они отражают узкие интересы отдельных групп чиновников, которые преследуют свои частные интересы. В результате мы не получаем объективного информационного пространства, а все время “попадаем в истории”, связанные с конкретными личностями. Особенно ярко это выражено на сегодняшний день в Средней Азии. Я общался с редакторами из этих государств и понимаю, как нелегко им живется.
Политическая и профессиональная независимость СМИ, безусловно, необходима. И кризис здесь ни при чем. Все государственные СМИ, к примеру, можно сделать общественными, для этого не надо ничего выдумывать - просто поделиться с ними налогами и защитить от произвола чиновников. Как убежденный рыночник, я считаю, что СМИ - отрасль самодостаточная. Даже в эпоху кризиса они могут зарабатывать достаточно денег для развития, независимо от государства и от поддержки финансово-промышленных групп.
- Как Вы считаете, следует ли вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это необходимо?
- Я недавно закончил научную работу, где обосновываю критерии свободы печати, и одним из главных критериев является зрелость отрасли и ее способность к саморегулированию. Под саморегулированием понимается отраслевая корпоративная солидарность, ответственность, объективность, подразумевающая обязанность говорить правду о том, что происходит в обществе. Без этого сегодня невозможно развитие СМИ, их отделение от государства и переход в новую фазу существования.
Надо активно заниматься саморегулированием отрасли, и я, как президент Альянса независимых региональных издателей, принимаю в этом посильное участие - мы занимаемся темами, которые связаны с аудитом тиражей, освещением выборов, вопросами, связанными со скрытой рекламой. Чтобы было понятно, о чем я говорю: в 1921 году в Швеции вышла корпоративная газета издателей с заявлением, что серая реклама - это коррупция. В России я до сих пор не видел таких статей. Наоборот, заказные статьи у нас очень популярны.
- Как Вы можете оценить состояние национальных секторов Интернета и роль социальных сетей? Есть ли необходимость регулирования Интернета и возможно ли это в принципе?
- Роль социальных сетей растет во всем мире. В России есть сегодня поколение, оно уже достаточно взрослое, которое считает, что весь Интернет - это сеть “ВКонтакте”. Утро у них начинается в этой сети и там же заканчивается.
Социальные сети - это прежде всего молодежь от 15 лет и старше. Роль социальных сетей растет по мере взросления нового поколения. Она уже сейчас становится очень важной - не зря же наш президент “прописался” в Твиттере.
Я полагаю, что у нас очень неплохой информационный Интернет в России, он достаточно развит. По качеству и смыслу мы не отстаем от мировых лидеров. Да, еще отстаем по охвату аудитории, но это в силу чисто технического отставания, связанного с прокладыванием сетей.
Регулировать Интернет невозможно, поскольку он не имеет границ. Регулировать проекты СМИ в Интернете возможно, но опять же, это в первую очередь должно быть саморегулирование, а не государственный контроль.
- Каким Вам видится будущее традиционных СМИ в связи с бурным ростом Интернета? Некоторые эксперты говорят о скором конце печатных СМИ...
- Традиционные медиа должны измениться, и у них просто нет выбора. У нашего холдинга, к примеру, уже нет конкретных редакций, выпускающих информационные продукты, у нас есть мультимедийная редакция, которая работает на нескольких площадках. Мы считаем, чем их больше, тем лучше. Этими площадками может выступать Интернет, газета, журнал, айпад, айфон, любой носитель.
В этой связи какого-то “плача по носителю” информации не возникает - сегодня он печатный, а завтра электронный. Если типография в будущем не понадобится, то будет меньше затрат на печать, на бумагу - и только.
С другой стороны, я не верю в негативный прогноз. И книги, и газеты будут существовать достаточно долго, но будущее у них будет другим. Они будут продуктами не массового чтения, а предметом элитарного потребления. Нам рано или поздно придется переориентироваться. Газетчики первыми столкнулись с этой угрозой и начали адаптацию к новым реалиям. Они пытаются найти свое электронное будущее или делают ставку сразу на несколько носителей. Однако по-настоящему важен контент, а не платформа. Если мы сохраним свою ценность как производители контента, не проиграем социальным сетям эту позицию, то будем жить.
- Как Вы считаете, какие негативные последствия для общества существуют в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей? Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться?
- У нас на Алтае в “Алтапрессе” есть прекрасная программа “Газета в образовании”, где мы учим три тысячи школьников читать качественную прессу. В рамках этой программы в этом году будет реализован проект под названием “Безопасный Интернет”. Вообще, я сторонник того, чтобы в стране появилось медиаобразование в школе. Оно должно прививать подросткам информационную гигиену. Потому что сегодня роль пользователя - это роль соавтора и комментатора, что требует определенной культуры поведения. И традиционные медиа должны здесь играть заглавную роль.
- На Ваш взгляд, существует ли цензура в СМИ? Каковы ее формы и особенности на постсоветском пространстве с точки зрения реального функционирования СМИ? Самоцензура - объективное явление или субъективный психологический и исторический феномен “совкового воспитания”?
- Если говорить о цензуре - ее в СМИ быть не должно. Шила в мешке, когда есть Интернет, не утаишь - цензура просто обречена на провал, и сегодня государственные лидеры начинают это понимать даже в странах с жестким режимом.
Если в газете это не выйдет, если сюжет не пройдет по телевидению, информация все равно появится в Интернете, и миллионы читателей смогут ее прочитать. Но это в теории, а на практике - зависимость руководителей СМИ от политической конъюнктуры на постсоветском пространстве очень большая.
Самоцензура действует там, где люди привыкли и понимают, как действуют негласные правила игры. Они боятся последствий, потому что уже когда-то испытали их на себе. И в этой связи им нужна сильная прививка, которая бы доказывала, что последствий не будет. Но пока, к сожалению, они получают прямо противоположные сигналы.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение