|
Фарида Галиева
Смелый, на первый взгляд, шаг: в самый разгар кризиса в Казахстане принимается Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы. Однако именно ее реализация позволила смягчить удары этого кризиса, дала возможность активизировать экономику и обеспечила рост ВВП. Его рост за 9 месяцев этого года составил 7,7 процента, тогда как развитые страны пока остаются на уровне 1-1,5 процента. Главная же цель президентской программы новой индустриализации - обеспечить диверсификацию, повысить конкурентоспособность экономики в долгосрочном периоде и увеличить ВВП до 2015 года на 7 триллионов тенге, или примерно на 50 процентов от ВВП 2008 года
Ключевым инструментом ГП ФИИР стала Карта индустриализации на 2010-2014 годы. Это не только перечень новых приоритетных инвестиционных проектов, но и инструмент мониторинга и управления ими через оказание точечных мер государственной поддержки. В то же время это и информационная база для иностранных и отечественных компаний по перспективным вложениям инвестиций. В перечень Карты индустриализации включаются все значимые для экономики Казахстана проекты, имеющие высокую степень проработки и соответствующие критериям Госпрограммы. Государство периодически проводит работу по актуализации Карты. Сейчас она включает 469 проектов на 8,3 триллиона тенге с учетом создания 167 тысяч временных и 141 тысячу постоянных рабочих мест.
Что касается инновационного развития, то Казахстан уже сделал первые шаги в этом направлении. Создана инновационная инфраструктура: например, работают институты развития, в частности, Инновационный фонд, Центр трансферта технологий, Фонд науки и технопарки. Созданы свободные экономические зоны “Астана - новый город”, “Морпорт Актау”, “Парк информационных технологий”, “Онтустик”, “Национальный индустриальный нефтехимический технопарк”, “Бурабай”. В этом Казахстану помогает зарубежный опыт. Допустим, в США в связи с ускоренным становлением и развитием автомобильной отрасли в 1934 году создавались зоны внешней торговли. В американской экономике функционируют и такие образования, как предпринимательские зоны и технологические парки, связанные с внутренним региональным развитием, нацеленные на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных регионах страны. Многолетняя подготовка таких зональных образований и их эффективная работа позволили решить многие проблемы в американской экономике - в частности, преодолеть отсталость отдельных регионов и выровнять экономический потенциал. Всем нам хорошо известна “Силиконовая долина”, где производится более 20 процентов мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров. В общем, мировая практика показывает, что создание СЭЗ - очень действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов.
Согласно новому Налоговому кодексу Казахстана, участники, осуществляющие деятельность, соответствующую целям создания СЭЗ, освобождаются от уплаты земельного, корпоративного и подоходного налогов, налога на добавленную стоимость при импорте товаров и налога на имущество. А согласно Таможенному кодексу, участники СЭЗ освобождаются в Казахстане от оплаты таможенных пошлин. Понятное дело, СЭЗам большое внимание уделено и в Программе форсированной индустриализации.
Все это видится логичным продолжением тех результатов развития, которых Казахстан добился за два десятилетия независимости. Многие не только отечественные, но и мировые эксперты утверждают, что не далек тот день, когда опыт нашей республики будет изучаться в экономических вузах мира. Что ж, в это можно поверить. Ведь после распада СССР те же эксперты прогнозировали, что Казахстан превратится в одну из самых бедных и неперспективных стран на постсоветском пространстве. Действительно, чего было ждать от государства, где в начале 90-х была недееспособная экономика и пустая казна, и где 44 процента территории составляют пустыни, 14 процентов - полупустыни, а еще 26 процентов - бескрайние степи? Но не тут-то было. Если в начале 90-х в Казахстане ВВП на душу населения был немногим более 700 долларов, то в 2009 году он достиг 7 тысяч. Другими словами, республика сегодня имеет одни из самых высоких темпов экономического роста не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. За 15 лет страна превратилась в экономического лидера Центральной Азии, в самую урбанизированную страну региона, где около 60 процентов городского населения.
Заслуги Казахстана были признаны и на европейском уровне, не случайно в 2010 году он занимал пост председателя ОБСЕ.
Конечно, всего этого мы достигли благодаря тому, что Нурсултан Назарбаев в свое время не пошел российским, белорусским или украинским путем, то есть не стал сохранять государственную собственность на ключевые предприятия страны, а быстро передал их в управление иностранным компаниям с перспективой их дальнейшей приватизации. Так у нас спасли крупное производство, поняв и применив на десятилетие ранее тот же принцип, который вслед за Казахстаном повторят соседи. Например, самый крупный в РК Карагандинский металлургический завод еще в 1995 году был продан международной корпорации “Миттал стил”. Тот же “Миттал стил” купил в Украине “Криворожсталь”, но лишь в конце 2005 года. Кстати, и в Казахстане, и в Украине хватало плача по поводу распродажи национальных богатств, но “плакали” те, кто не понимал, что предприятие остается в стране, платит налоги, увеличивает производство, применяет новые технологии и создает новые рабочие места.
Большую роль сыграло и повышение цен на нефть, а также почти на все виды сырья и металлов на мировых рынках. Ведь Казахстан богат месторождениями свинца, цинка, золота, алюминия, железа, марганца, а по запасам железной руды занимает 8-е место в мире. Сюда же следует добавить быстрое развитие частного сектора экономики, который уже к 2000 году давал 75 процентов всей продукции, а также создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. По оценкам Всемирного банка, Казахстан до кризиса входил в двадцатку стран, наиболее привлекательных для инвестиций. Причем сотрудничал не только с крупными и средними, но даже с небольшими иностранными корпорациями. В результате до 2005 года страна привлекла прямых иностранных инвестиций около 50 миллиардов долларов, то есть намного больше, чем Россия или Украина. И, разумеется, одним из толчков для общего развития страны стало создание новой столицы Астаны. За 10 лет в казахских степях построили современный модернизированный город, дав работу многочисленным предприятиям и простым людям. По решению ЮНЕСКО столице Казахстана присвоено высокое звание “Город мира”. А всемирно известный бразильский автор Пауло Коэльо сказал о главном городе нашей страны так: “Астана - более чем столица. Это идея, идея прогресса и трансформации души страны. Новая столица Казахстана, безусловно, будет напоминать вечным кочевникам и пилигримам этого мира о важности обновления”.
4 июля состоялась презентация проектов Карты, запущенных в первом полугодии 2011 года. Главе государства было презентовано 75 проектов на 114 миллиардов тенге с созданием более 6 тысяч постоянных рабочих мест. А в целом за полтора года было запущено 227 проектов на сумму более 900 миллиардов тенге. И до конца 2011-го планируется запустить еще 129 проектов. Это будут такие крупные объекты, как Мойнакская ГЭС на реке Чарын, железнодорожные линии Жетыген - Коргас, Узень - государственная граница с Туркменистаном, производство пассажирских вагонов Talgo в Астане, откормочная площадка на 5 тысяч голов крупного рогатого скота с двумя племенными хозяйствами, сернокислотный завод в Кызылординской области... Кроме того, в 2011 году по всем проектам Карты индустриализации будет освоено около полутора триллионов тенге инвестиций. |