|
Юлиана Жихорь
На днях в столице на форум собрались религиоведы со всего Казахстана. Обсуждали последние теракты, моду и степень влияния на отечественные умы иностранных радикальных течений
Началось мероприятие с минуты молчания в память жертв теракта в Таразе. “Жестокость, которая совершается под прикрытием религии, - это преступление против религии, это преступление, которое совершается против всего ислама, - заявил глава Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар кажы Дербисали. - Убийство одного человека в исламе равносильно убийству всего человечества. Говорят, что люди, занимающиеся самоподрывами, - шахиды. Но они не шахиды, у них совсем неверное толкование ислама. Их даже мусульманами назвать нельзя!”
“В нашей религии, в исламе, нет жестокости, исламу чужда жестокость. Но где бы сейчас ни происходили теракты, появилась тенденция связывать их с исламом, - с сожалением констатировал он. - Это неправильно: ни ислам, ни христианство, ни буддизм - ни одна мировая религия не привязана к жестокости, к насилию”.
Однако сегодня в стране имеется 4514 религиозных объединений, ряд из которых, по мнению Агентства по делам религии, могут проповедовать то самое “религиозное насилие”. По данным главы ведомства Кайрата Лама Шарифа, некоторые из этих объединений “были созданы еще в 80-е постперестроечные годы, некоторые - по инициативе десятка человек в рамках старого либерального закона 1992 года”. Согласно положениям нового закона о религии, все они подлежат перерегистрации. И вот тут в дело вступает религиовед: именно от мнения этого специалиста будет зачастую зависеть судьба того или иного объединения или ввозимой религиозной литературы. “Полагаем, что совместно с Министерством образования и науки мы сможем обеспечить страну высококвалифицированными специалистами, потребность в которых ощущается сегодня и в школах, и в силовых ведомствах страны, и в других государственных структурах”, - сообщил Лама Шариф, предложив создать Ассоциацию религиоведов Казахстана “для повышения качества государственно-конфессиональных отношений”.
Еще одна идея - запустить конкурс среди модельеров на создание лучших образцов современной женской одежды на основе казахской национальной одежды - была озвучена главой ДУМК в рамках обсуждения другой, не менее актуальной темы - ношения хиджабов. “Да, наши бабушки, наши матери, конечно, не ходили голыми, они не надевали кофточки, чтобы пупок был виден, но в то же время наши бабушки не закрывали свое лицо, не носили хиджаб, - заявил Дербисали. - Конечно, они повязывали на голову платок, надевали кемешек - национальную одежду - но не хиджаб”.
По мнению Верховного муфтия Казахстана, настало время привлечь внимание казахстанских девушек и женщин к собственной национальной одежде. “Мы не должны надевать национальную одежду, к примеру, Пакистана - наш народ, наши девушки должны одеваться соответственно традициям нашей национальности, почему мы надеваем одежду другой национальности?” А потому он инициировал развитие собственной национальной моды.
Но мода - индикатор настроений в обществе. Как выяснилось в ходе форума, число последователей нетрадиционных религиозных течений в Казахстане в последнее время растет прямо на глазах.
|
Тревоги муфтия об обществе и духовном благе |
Например, директор департамента по делам религий Акмолинской области Сауле Ибраева рассказала, что ее ведомство недавно насчитало “буквально по головам” 171 последователя салафизма в области. Причем подсчет велся в мечетях по пятницам. Аналогичная ситуация и в Атырауской области. Директор департамента по делам религий региона Оразбек Касымов рассказал, что в области около восьми тысяч человек, регулярно читающих намаз, из которых 90 процентов - молодежь до 30 лет. “Из них, по нашим исследованиям, где-то 70 процентов придерживаются или ушли в салафистские направления, либо только-только начинают их изучать, - сказал он. - До массовых арестов радикальных исламистов у нас в органах ДВД на учете стояли 90 приверженцев салафизма, а сейчас эта цифра перевалила за полторы тысячи человек. Сегодня у нас официально на профилактическом учете стоят 900 человек и все - молодые люди”.
Превалирование среди сторонников радикальных идей молодежи объяснила доцент Академии КНБ Гульнар Джуманова. По ее мнению, “золотая молодежь” идет в ряды экстремистов в поисках новых ощущений, а маргинальная - в поисках решения своих проблем. “То, чего молодежь не получает в семье, в кругу друзей, она пытается решить с помощью религиозной организации - это недостаток внимания, и, самое главное, наша молодежь недостаточно защищена социально... Эта тенденция нарастает, это видно невооруженным глазом”, - считает Джуманова. Настроения молодежи, “приехавшей из аула, не имеющей образования и работы”, “выливаются в агрессивность, в вандализм и фанатизм”. Радикалы также активно обрабатывают студенчество, которое “компактно обучается, компактно живет в общежитиях, поэтому с ним удобно и легко работать религиозным проповедникам и агитаторам”.
Огромное влияние оказывают подобные проповедники и на женские умы, которые, по словам Джумановой, “всегда более подвержены религиозной пропаганде”. К тому же это наиболее выгодный пласт с точки зрения воспитания будущих сторонников - радикал-мать наверняка воспитает своего ребенка в том же духе.
Директор общественного фонда “Религиоведческий информационно-консультативный центр “Сана” Гульнар Оразбаева считает, что государству необходимо взять под более пристальный контроль и интернет-сообщество: “В любых блогах можно завербовать, прокрутить, закрутить человеку мозги. Веб-миссионерство очень развито в Интернете, и здесь тоже нужна работа”.
Есть старая поговорка: если не можешь противостоять - возглавь. Быть может, государству следует бороться с распространением радикальных идей не только силовыми методами, но и активным использованием методов тех же проповедников, распространяя собственные идеи: готовить собственных “подпольных” пропагандистов, проповедующих радикальную борьбу с радикалами? Известно ведь, что любую идею можно победить только другой идеей - но более привлекательной. И над этим тоже следует подумать...
Астана |