|
Цвет праздника
В минувшее воскресенье мусульмане всего мира отметили один из главных исламских праздников Ид аль-Адха. В Казахстане его знают как Курбан-айт. Праздник жертвоприношения, понятное дело, отмечали и в странах с традиционным исламом, и там, где традиционным является христианство, но заметным является и процент мусульман. Например, в российской столице Ид аль-Адха собрал около 170 тысяч человек, в Санкт-Петербурге - 63,5 тысячи. Подробностей о праздновании в Минске не сообщается. Говорится лишь, что “с утра в белорусской столице начали отмечать важнейший праздник исламской религии”
Но в данном случае меня лично заинтересовал не столько сам праздник, сколько вопросы, связанные с толерантным отношением к этому со стороны представителей “коренного этноса” в границах Таможенного союза. Ведь известно, как “болезненно”, особенно в последние годы, воспринимается инаковость в преимущественно “славянских” странах. Я специально беру в кавычки этот признак - “славянский”, поскольку та же Российская Федерация - весьма неоднородное этническое сообщество. Тем не менее, патриотическое воспитание в последние годы получило явный крен в “русскость”. Поощрение властей в этом вопросе привело к весьма радикальным формам и вылилось на улицы. То есть с понятием “толерантность” в России, если кто-то и знаком, то это явно не те люди, от которых исходит угроза. Воспитывать и обучать житью в общем полиэтническом доме нужно молодых и горячих. А дом под названием Таможенный союз строится, по-видимому, не на один день. Это всего лишь кирпичик в здании евразийской интеграции, как бы высокопарно это ни звучало.
Минувший Курбан-айт выпал на выходной день, что исключило хотя бы один раздражающий фактор: пробок на дорогах удалось избежать, да и в целом порядка было больше. В будний день, когда сотни тысяч горожан спешат на работу, результат мог оказаться несколько иным. Лейтмотивом в обзорах прессы сквозит: власти учли предыдущий опыт, а мусульмане продемонстрировали лояльность, отказавшись от публичного заклания жертвенных животных. Собственно, жертвоприношение прямо под окнами алматинских многоэтажек также теперь скорее исключение. Преимущество за городской эстетикой и светским укладом.
Полицейские в Москве были очень корректны. Да и те, кто пришел помолиться, вели себя спокойно. Все прилежащие кафе и магазины работали в обычном режиме, верующие периодически заходили туда погреться, поскольку на улице было очень холодно - термометр показывал минус 9 градусов. Мороз не помешал мусульманам становиться на колени прямо на мостовую, развивает тему Русская служба британской телерадиокорпорации BBC, многим не хватило места в мечетях, поэтому люди “вновь были вынуждены совершать намаз на асфальте”.
А в трех субъектах федерации - Башкирии, Кабардино-Балкарии и Адыгее - местные власти даже сочли для себя возможным объявить понедельник выходным днем по случаю выпадения Курбан-айта на воскресенье!
Между тем следует понимать, что “благообразно” проведенный мусульманский праздник выпал на период начала агитационной кампании декабрьских выборов в Госдуму Российской Федерации. И полиция, скорее всего, была предварительно “заряжена” на лояльность и дружелюбие.
Трудно предположить, как бы все обернулось, если бы не эти факторы. Но то, что немного подзабытая практика жить в одном общем постсоветском доме без риска создать напряженность взаимоотношений нуждается в реставрации, ясно со всей очевидностью. Тем более в границах Таможенного союза. Я уверен, что на уровне “больших боссов” от глав государств до руководителей силовыми структурами толерантность не вызывает вопроса. Проблемы проявляются “на земле”, на бытовом уровне. Или там, где рядовой “гражданин азиат” сталкивается с рядовым “гражданином начальником” полицейским. И до рядового полицейского, который в той же Москве сам подчас “лимита” из провинции, и до радикального “патриота” должна быть доведена разница между казахстанцем и любым гостем-рабочим из других среднеазиатских республик. Собственно, и внутри Таможенного союза пренебрежительное отношение к любым его представителям неуместно, поскольку это союз равноправных партнеров, каждому из которых есть что предложить.
В данном контексте казахстанская толерантность могла оказаться хорошим примером для любителей порассуждать, в том числе на межнациональные темы. Во всяком случае, для большинства казахстанцев предъявлять претензии по национальному признаку считается неприемлемым, дурным тоном. А все бурные дискуссии на эту тему не выходят за границы интернет-форумов. Причем чаще всего анонимно. Что наводит на мысли скорее о провокаторах. Это, во всяком случае пока, не находит поддержки в публичной политике.
По-видимому, практика межэтнического диалога должна стать приоритетной на пространстве ТС. Она должна приобрести статус наднациональной идеи и получить отклик и в “важнейшем из искусств” - и в кино, и в литературе, и на сцене, и в сфере паблик рилейшнз. Причем не только в период выборов. |