|
Общество с ограниченными возможностями
Так сложилось, что вся наша жизнь в прямом и переносном смысле “заточена” под здоровых людей. А в иных случаях - не просто под здоровых, но под настоящих виртуозов, когда речь заходит, например, о пользовании общественным транспортом в часы пик. Или - энергичных и уверенных в себе, когда решается задача обретения места под солнцем
Вообще навеянный рекламой культ здорового и успешного человека способен породить кучу комплексов, на которые общество незаметно для себя предсказуемо и охотно “ведется”. И стремится лишний раз не акцентировать внимание на вполне реальной повседневной проблеме части общества, именуемой инвалидами. Они у нас чаще всего предоставлены самим себе и ближайшему окружению. Хорошо, если их окружает забота и понимание родных и друзей. Тогда они вопреки состоянию могут сохранить и статус, и активную позицию хотя бы в своем узком, тесном семейном кругу. Тем не менее и для таких счастливчиков наш уклад - не самая дружелюбная среда обитания, где проблема инвалидности из чисто медицинской приобретает признаки социального недуга.
Наиболее культурным и социально ориентированным городом Казахстана без преувеличений принято считать Алматы. Это, по выражению одного известного голливудского кинорежиссера Чака Рассела, “фрагмент Европы в самом сердце Азии”. И тем не менее европейское равноправие между физически полноценными и теми, чей арсенал функционально ограничен, даже в Алматы реализовано очень слабо. Отчего можно предположить глубину и степень этого неравенства в провинциальных городах.
Да, периодически с помпой презентуется какой-нибудь проект вроде “Инватакси” - бесплатного спецтранспорта для доставки инвалидов-колясочников в различные точки города. Но потом, уже тише и едва заметно какое-нибудь въедливое СМИ сообщает, что на содержание такого транспортного бонуса у муниципалитета не достает средств... К слову, многие из числа горожан, кто пользуется обычным общественным транспортом, обращали внимание, что средняя площадка современных алматинских автобусов предназначена для колясок инвалидов и даже маркирована специальной пиктограммой. Но я ни разу не видел, чтобы на остановке среди обычных пассажиров ожидал автобуса человек в коляске. И чтобы кто-то из колясочников ехал бы в таком автобусе - тоже не наблюдал. С этих автобусов чаще всего даже демонтировано устройство, которое поднимает коляску на уровень пола автобуса. Объяснение очень простое. Процесс посадки-высадки такого пассажира занимает какое-то “лишнее” время (около минуты!). А нашим автобусам некогда терять это время в каждодневной гонке за полтинничками. Да и коляска займет в салоне место, на котором могут разместиться лишние пассажиры.
Другой пример. В Алматы через оживленную транспортную магистраль, коей является проспект Рыскулова, не так давно в районе пересечения с улицами Жангильдина и Гончарова перекинули пешеходный мост - виадук. Не забыли, кстати, и о колясочниках. Одну из сторон внушительной лестницы оборудовали специальным подъемным устройством, которое по замыслу должно поднимать коляску. Виадук коляска преодолевает, как любую горизонтальную поверхность, своим обычным ходом, а вниз доставляется аналогичным устройством. Устройства-то смонтировали, но затем надежно упаковали пластиковой пленкой: от непогоды ли, от возможного ли посягательства со стороны вандалов - неизвестно. Хорошо, если это устройство закрыто только до момента торжественного открытия в присутствии сотрудников акимата и руководителей департаментов соцзащиты. Лишь бы не стало элементом показухи, дежурным событием для позитивной статистики.
Ну да бог с ними, с этими такси и автобусами. Иные наши инвалиды могут найти возможности и для самостоятельного передвижения. Да вот беда: сама городская инфраструктура создается без учета этой категории граждан. И даже если в последнее время тротуары таки стали оборудовать чем-то похожим на съезды для колясок (в том числе обычных детских колясок, что катают перед собой молодые мамы и папы), для инвалидов оказываются недоступными большинство магазинов, кинотеатров, кафе, других заведений. В том числе - собственно акиматы, суды, различные государственные конторы и, как ни странно, многие медицинские учреждения. Потому что если и удастся рано или поздно отыскать и проложить удобную дорожку по тротуарам и перекресткам, взобраться инвалиду-колясочнику на эти пандусы по отделанным глянцевой плиткой откосам - в последнее время заказчики очень полюбили этот материал для подобных сооружений - не получится даже с посторонней помощью.
Как было сказано выше, под воздействием медиа в нашем обществе культивируется своеобразная эстетика, в которой не остается места для людей с выраженными физическими недостатками. Мы можем восхищаться их индивидуальным мужеством, признавать заслуги в паралимпийских состязаниях. Но как-то дистанционно, посредством монитора компьютера или телеэкрана. Мы можем окроплять чистой слезой гордости страницы “Повести о настоящем человеке”. И суеверно сплевывать, дескать, не дай бог никому такой участи! Потому что знаем, попав в то число, человек оказывается в очень невыгодном положении. Его пытаются вычеркнуть, заслониться от его присутствия, свести к минимуму возможность контакта. Быть может, именно поэтому все эти неработающие подъемники, конструкционно несостоятельные пандусы и прочие выплески можно принять за бастионы и оборонительные сооружения, которые охраняют нашу благостную безмятежность. |