|
Мария Селиванова, экономический обозреватель “РИА Новости”
Выступления граждан против экономической политики властей прошли в минувшие выходные - 15 и 16 октября - почти в тысяче городов 82 стран мира. Люди поддерживают движение “Захвати Уолл-стрит!”, активисты которого уже месяц выступают против политики властей и финансовых институтов США, называя ее “финансовым терроризмом”. В частности, протестующие в Нью-Йорке заявляли, что объявят 15 октября “международным днем солидарности против жадности и коррумпированности 1 процента самых богатых людей”.
Политологи считают, что России ничего подобного не грозит - пока цены на энергоносители на внешнем рынке высокие и в бюджете есть деньги на социальные расходы. Кроме того, россияне не верят в возможность улучшить жизнь с помощью митингов на улицах, подчеркивают эксперты и ставят российскому обществу диагноз “депрессия”
Почему
бастует Европа
Судя по всему, массовость и агрессивность митингующих напрямую зависят от экономической ситуации в стране.
В Азии, на Австралийском континенте, в Брюсселе, Лондоне, странах Восточной Европы протесты носили мирный характер и были сравнительно немногочисленны. Противостояние протестующих и полиции в переживающей серьезнейшие экономические трудности Италии закончилось погромами.
На улицы Рима вышло около 200 тысяч человек со всей Италии. Они обвиняли правительство и финансовые институты в том, что те украли у людей не только деньги, но и мечты. Протестующие призывали спасать людей, а не банки. В результате столкновений с полицией в Риме пострадало около 70 человек.
В акции “возмущенных” в Мадриде приняло участие около 500 тысяч человек. Они парализовали движение в центре испанской столицы. Жители Португалии также протестовали: в Лиссабоне на митинг вышли не менее 50 тысяч человек, в Порту - не менее 20 тысяч.
В Греции акция протеста собрала всего две тысячи человек, но забастовки в стране в последние месяцы стали регулярными. Например, 15 октября параллельно с поддержкой движения “Захвати Уолл-стрит!” проходили забастовки авиадиспетчеров, муниципальных работников и работников СМИ. На следующей неделе расписание забастовок также очень плотное: акции будут проходить ежедневно, а на 19-20 октября намечена всеобщая забастовка с двухсуточным прекращением авиасообщения по всей стране.
В проблемных европейских странах - Греции, Италии, Испании, Португалии - выступающие требуют от власти прекратить сокращать госрасходы за счет социальных выплат. Уменьшение этих расходов является условием оказания помощи со стороны МВФ, ЕЦБ и ЕС.
Россия в стороне
В России никаких акций протеста проведено не было. Причин тому несколько.
Протесты происходят там, где граждане понимают, что мирная демонстрация не будет жестоко разогнана полицией, говорит “РИА Новости” первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
“На Западе такие выступления - это чаще всего мирная акция, карнавал и театрализованное представление. И власти на эти акции реагируют спокойно, - объяснил Макаркин. - Полиция вмешивается в акции протеста, когда есть угроза общественному порядку, как это происходило в Риме”.
В России порог терпимости к участникам подобных акций существенно иной. “Такие выступления являются административным правонарушением со всеми вытекающими: противостояние с ОМОНом, арест на несколько суток, судебное преследование”, - говорит Макаркин.
Люди просто не хотят идти на опасный конфликт с властями. Тем более что результат выступления будет непредсказуем, но, скорее всего, их обвинят в том, что они защищают интересы Запада, Березовского или Маккейна, полагает Макаркин.
Кроме того, в Европе в отличие от России для акций протеста есть необходимая “инфраструктура”, например, сильные профсоюзы, способные вывести людей на улицы.
Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий более категоричен: “Российское общество находится в состоянии депрессии и на данный момент недееспособно. Оно не способно защитить собственные интересы, даже шкурные”.
На Западе люди осознают связь между личными интересами и протестами. Они верят, что коллективными действиями могут корректировать политику правительства, подчеркнул эксперт. Россияне в акции солидарности не верят и выйти на улицы могут только тогда, когда встанет вопрос о выживании. “Только когда ситуация станет катастрофической”, - говорит Кагарлицкий. “Причем в России это будет не карнавал с песнями и танцами, потому что люди более злые”, - уточняет Макаркин.
“Протестные акции в России если и будут, то они будут более локальными, и люди будут выступать не из чувства солидарности, а против конкретного сильного раздражителя”, - рассуждает Макаркин.
Такие акции проходят в разных городах страны, например, при несправедливом приговоре по резонансным делам или при значительном повышении транспортного налога.
Но пока цены на энергоносители на внешнем рынке высокие и в бюджете России есть деньги на социальные расходы, никаких многотысячных митингов, подобных тем, которые прошли в эти дни в десятках стран, в России не будет, говорят эксперты.
Грядут перемены?
Вышедшие на митинг 15 и 16 октября смогут добиться смягчения бюджетной политики и отказа от урезания бюджетных расходов только в тех странах, экономическое положение которых более или менее стабильно и “есть возможности для маневра”. Например, в Европе это Германия или Франция, прогнозирует Алексей Макаркин.
В проблемных Греции, Португалии, Испании, Италии отказаться от урезания социальных расходов власть не сможет, считает эксперт.
Борис Кагарлицкий считает, что акции протеста в Европе приведут к свержению действующей власти. “На повестке дня радикальное изменение всех институтов демократического общества”, - полагает эксперт. По его мнению, действующие правительства после выборов будут отправлены в отставку. |