Алла Иванилова
Международные институты неоднократно критиковали Казахстан за пытки со стороны сотрудников правоохранительных органов и за их безнаказанность. Но как бы ни изменялось законодательство, инквизиторские методы все еще пользуются популярностью за высокими заборами
Вчера в Астане прошел круглый стол на тему: “Совершенствование механизмов расследования фактов пыток в Казахстане”. Тема весьма актуальна с учетом того, что уголовно-исполнительная система недавно была передана из Министерства юстиции в ведение МВД. Выступивший первым вице-министр внутренних дел Амантай Куренбеков заверил правозащитников, что их ведомство намерено не только бороться с таким явлением, как пытки, но и улучшать условия содержания осужденных. В частности, строить новые тюрьмы. Он также пообещал правозащитным организациям тесное сотрудничество.
Нельзя отрицать, что Казахстан принимает меры для улучшения ситуации с пытками. Наша страна ратифицировала ряд международных соглашений, которые провозглашают нетерпимость к этому изжившему себя явлению. Расширился доступ независимых общественных наблюдателей в места содержания под стражей. Продолжается работа над созданием правовой базы для национального превентивного механизма - независимого механизма по мониторингу задержаний. В Уголовный кодекс введена норма об ответственности должностных лиц за применение пыток. Согласно поправкам, внесенным в этом году в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе, дела о пытках теперь относятся к “альтернативной подследственности”. Это означает, что жалобы против сотрудников полиции расследуются финансовой полицией и наоборот.
Однако, несмотря на эти сдвиги, жалобы на применение пыток и жестокое обращение остаются широко распространенной проблемой. И хотя полицейские говорят о том, что каждый случай пыток расценивается как чрезвычайная ситуация, доказать эти факты и наказать виновных удается не всегда. Точнее, в редких случаях. В прошлом году, согласно данным Министерства внутренних дел, по статьям “Пытки” и “Превышение должностных полномочий” возбуждено 9 уголовных дел в отношении 21 сотрудника правоохранительных органов. За восемь месяцев этого года зарегистрировано 5 фактов пыток, совершенных работниками органов внутренних дел.
В июле этого года в Женеве Казахстан впервые отчитывался перед Комитетом ООН по правам человека по выполнению Международного пакта о гражданских и политических правах. В итоге авторитетный международный институт дал нашей стране несколько рекомендаций. В частности, члены комитета обратили внимание, что в Казахстане незначительное наказание за пытки: маленькие сроки, а можно и вовсе отделаться штрафом. Конвенция против пыток предписывает наказывать не только непосредственных “инквизиторов”, но подстрекателей и тех, с чьего ведома и молчаливого согласия это происходит, то есть начальников тюрем и других закрытых учреждений. Кроме того, государство должно не только реабилитировать жертву пыток, но и компенсировать ему моральный и материальный вред.
Причина ухода от ответственности “инквизиторов” - в отсутствии эффективного механизма расследования подобных дел. В стране нет независимого органа, который бы ими занимался. Сотрудники МВД сами ведут следствие в отношении своих коллег. Естественно, при таком подходе ни о какой открытости не может идти речи. Зачастую адвокаты знают о жестоком обращении, но тоже предпочитают молчать. Никто не хочет выносить сор из избы. Поэтому зачастую жалобы заключенных или подозреваемых не подтверждаются. В досудебном порядке такие дела не расследуют, а когда человек через два-три месяца, а то и через полгода предстает перед судом, никаких следов побоев и доказательств того, что из него “выбивали” показания, уже нет. Правозащитные организации считают, что в законодательстве необходимо прописать норму о незамедлительном расследовании, как только поступила жалоба. Это позволит предотвратить и такие случаи, когда подозреваемый “наговаривает” на полицейских, желая смягчить свою участь.
Усовершенствовать механизм расследования пыток Казахстану рекомендовали Комитет ООН против пыток и спецдокладчик ООН против пыток. Сегодня существует несколько предложений. Одно из них - все функции по расследованию передать прокуратуре. Предлагаются и другие госорганы - омбудсмен, финансовая полиция и Комитет национальной безопасности. Но большинство правозащитников склоняется к Генпрокуратуре. Второй вариант - это создание независимого органа, как в ряде стран. И последнее предложение - усовершенствовать действующую систему альтернативной подследственности.
Однако при любом варианте работы по расследованию фактов пыток важно, чтобы сам процесс был открытым, только так можно обеспечить эффективность расследования и предотвратить увод от ответственности. Правозащитники отмечают, что устали говорить об этой проблеме внутри страны и призывать власть к действиям. “Если не хотите выносить сор из избы, прислушайтесь”, - делают они последнее предупреждение чиновникам.
Астана |