|
- Этой весной Европу накрыла волна миграции из стран Магриба. Сейчас страсти утихли, но эти процессы не прекратились. Как Европа должна реагировать на такой приток мигрантов?
- Политика контроля миграции должна проводиться при максимальном уважении прав человека. Мы наблюдаем значительные отклонения в действиях европейских стран, в частности стран ЕС, в которых растет значимость крайне правых политических взглядов. Миграционная политика определенным образом строится в соответствии с подъемом крайне правых настроений в Европе, что способствует отрицанию прав человека в практике пограничного контроля. Значительная часть миграционной политики проводится с расчетом на общественное мнение, а не на эффективность.
Миграционные потоки в Европу продолжаются и будут продолжаться. Нужно информировать граждан, убеждать, что Европа может стать самым крупным “континентом миграции” в мире. Даже если люди плохо к этому относятся, это реальность. Нужно образовывать людей в этом ключе, чтобы формировать положительный подход к этому - с точки зрения вклада мигрантов в рынок труда, в демографию.
Подвижность - это источник богатства. Страна, которая полностью закрывается, умирает как с экономической, так и с демографической, и с культурной точек зрения. Сегодня большинство стран мира связаны с миграцией - они или являются отправной точкой, или транзитной, или принимающей стороной. Европейские страны должны обращаться не к прошлому, а к будущему, для которого характерна мобильность.
Идеи о возможности обойтись без иммиграции, которые развивают консервативные экономисты, в частности, в Оксфорде, - ложные идеи. Сегментация рынка труда в европейских странах очень значительна, поэтому существует постоянная зависимость от миграционных потоков.
Нужно задуматься об управлении миграционными потоками на мировом уровне. Вместо нынешней ситуации “права сильного”, когда миграционную политику контролирует только принимающая сторона, нужно усилить роль южных стран, ассоциаций, международных организаций. Но большинство крупных принимающих стран выступает против идеи всемирного управления миграционными потоками.
- Согласны ли Вы, что эмиграция в страны Европы ослабляет те страны, из которых уезжают жители?
- Это зависит от страны. Есть страны, которые полностью зависимы от миграции, как некоторые страны Магриба и Африки южнее Сахары. Другие страны это не ослабляет, а, напротив, является источником открытости. Исключение составляют небольшие страны с немногочисленной элитой, они могут ослабнуть из-за эмиграции. Остальные страны, как страны - источники миграции, так и принимающие стороны, скорее выигрывают.
- К чему могут привести погромы в эмигрантских кварталах в Великобритании?
- Эти волнения похожи на то, что было во Франции в 2005 году. Они вовсе не были связаны с исламом - это социальные возмущения. В Великобритании это также социальные возмущения: люди требовали доступа к рынку труда, равенства в правах. Это дети иммигрантов, у которых нет работы, они требуют признать их права, а не какие-то формы мусульманского экстремизма. Это, скорее, экономическая ситуация, ощущение дискриминации.
Эти события могут спровоцировать отторжение, как во Франции, где образ иммигрантов - это волнения, контрабанда и так далее. Но этот образ не будет связан с радикальным исламизмом.
- В Великобритании мы наблюдали столкновения между эмигрантами из разных регионов, как с этим бороться?
- Войну кланов, этнические столкновения мы видим и во французских пригородах - вьетнамцы, китайцы, с одной стороны, африканцы и выходцы из Магриба - с другой. Чтобы этого избежать, нужно, чтобы население в квартале было смешанным. Мы часто наблюдаем этнические гетто, где концентрируются выходцы из одного региона. Это приводит к войне кланов. Ответственность за это лежит на политике социального расселения, которая собрала людей по их национальному признаку. О соседях говорят как о представителях другой культуры, другой религии, они представляются врагами. В этих кварталах происходит дележ территории.
Нужно, чтобы в этих районах селились европейцы, эти кварталы нужно разбавить.
- Но для этого нужно обеспечить безопасность?
- Нужно, чтобы в таких районах проживало несколько социальных категорий. Если жить будут одни бедняки и люди с проблемами, представители одной этнической группы, будет напряженность. Эти люди, безработные, чувствуют себя дискриминированными. Торговля наркотиками также создает кланы. Это проблема социальной политики, которая не задумалась об общежитии во многих кварталах.
- Какая миграция нужна Франции?
- Мы нуждаемся в рабочей силе, как квалифицированной, так и нет. Когда приезжают работники, мы не можем запретить им привозить семью. Кроме того, есть люди, в которых мы не нуждаемся, но которым мы не можем запретить въезд по соображениям прав человека. Например, беженцы. Другая миграция, которая способствует богатству Европы, - студенческая миграция, миграция туристов, переезд пенсионеров на новое место жительства и так далее.
Есть секторы экономики, где, несмотря на безработицу, существует нехватка рабочей силы. Во Франции не хватает сантехников, плотников в строительстве, сборщиков фруктов и овощей, сиделок для пожилых людей, не хватает врачей в провинции, врачей, занимающихся проблемами пожилых людей.
- Над какими темами Вы сейчас работаете?
- Вопросы, над которыми я работаю, - иммиграция и демографические проблемы, являются горячей темой и в России, на которую неоднозначно реагирует общество.
Я думаю, Россия могла бы способствовать развитию идеи управления миграционными процессами на мировом уровне и стать примером, которым не хотят быть США и страны Европы. Она может вовлечь в многосторонний процесс контроля миграционных потоков страны - источники миграции. Если Россия включится в этот процесс, это будет отличный пример для крупных стран, принимающих миграционные потоки.
Руководитель исследовательского отдела Национального центра научного исследования Катрин де Венден - для “РИА Новости” |