- Начиная с этой весны Европу буквально захлестнула волна мигрантов из стран Азии и Африки. Каковы шансы у иммигрантов ассимилироваться в Италии или других европейских странах, например, Франции или Германии?
- Относительно интеграции иммигрантов в европейских странах существует слишком много мифов и ненужной паники. Исследования показывают совершенно иную картину от той, какой ее часто представляют политики и склонны считать в обществе. Например, культурные различия между европейцами и иммигрантами значительно меньше, чем предполагают, и дети иммигрантов почти всегда хорошо ассимилируются в той стране, в которой они выросли.
Так, например, когда я недавно был в Германии, там выступал премьер-министр Турции перед большой группой людей, состоящей из детей тех, кто приехал туда в 60-е годы. После этого многие политики и граждане были встревожены тем фактом, что молодые люди по-прежнему ощущают себя турками. Я же, напротив, был впечатлен тем, что все участники этой встречи слушали речь премьер-министра в наушниках с переводом на немецкий язык.
Поэтому меня больше беспокоит другое: то, что до сих пор сохраняются различия в подходах во время обучения и на рынке труда по отношению к иммигрантам. Следует признать, что основная проблема заключается не в культурных отличиях одних от других, а в социальной изоляции.
- Россия также сталкивается с потоком иммигрантов, прежде всего, из бывших советских республик. Что, по Вашему мнению, должно делать государство, чтобы помочь этим людям адаптироваться?
- Я думаю, что отправной точкой должно быть признание того факта, что иммиграция является неизбежным явлением в России точно так же, как и в любой другой развитой стране. Не существует развитого общества, которому удалось бы существовать без иммигрантов. Если правительства хотят быть эффективными, они должны, прежде всего, понять, что речь идет об обычном явлении, не пытаться избавиться от него или игнорировать.
Политики должны быть реалистичными. Вместо того чтобы спорить на абстрактные темы, они должны решить, сколько иммигрантов стоит впускать в страну, откуда и на каком основании. Затем они должны предложить иммигрантам разумные способы возможной интеграции с правилами, временными рамками и четкой ответственностью. В-третьих, государство должно обеспечивать эффективную защиту иммигрантов от дискриминации и ксенофобии.
Не существует однородных обществ. Если мы хотим пользоваться преимуществами полиэтнических обществ, мы должны также признать, что они требуют совместного существования с людьми и группами, которые смотрят на мир не так, как мы.
Основной риск для европейских обществ - замкнуться внутри себя в поисках однородности, которая, однако, с исторической точки зрения является всего лишь мифом.
И не стоит забывать, что иммиграция - это всего лишь один из процессов, которые способствует мультикультурному разнообразию в обществе.
Эксперт по проблемам иммиграции и межнациональных отношений, профессор социологии Университета Тренто (Италия) Джузеппе Шортино - для “РИА Новости” |