|
Алексей Малашенко, доктор исторических наук, профессор, эксперт Московского центра Карнеги
- Наверно, все согласятся, что в постсоветской Азии Казахстан - самый активный международный игрок. Это государство реально стало “цивилизационным мостом” между Востоком и Западом, организатором диалога с ведущими международными организациями (Казахстан председательствовал в СВМДА (2009-2010), ОБСЕ (2010), ШОС (2010-2011), наконец, - в ОИК (2011-2012), которая этим летом в Астане превратилась в ОИС - Организацию исламского сотрудничества. В чем, на Ваш взгляд, причина? В личности руководителя этой страны?
- Вопрос задан, что называется, в лоб. Отвечать на него не так просто, как кажется, поскольку давать оценку политическому событию, процессу психологически проще, чем оценивать человека, тем более столь масштабного, как Нурсултан Назарбаев. И тем не менее мой ответ однозначен - именно его персональный вклад определил ту важную роль, которую сегодня играет Казахстан в геополитической расстановке.
Именно политика президента Казахстана Назарбаева наиболее адекватна тому курсу, который принято называть многовекторностью. Казахстан выстроил продуктивные отношения с ключевыми внешними игроками - Китаем, Россией, США. Наконец, сегодня на так называемом постсоветском пространстве именно казахстанский правящий класс ближе остальных подошел к формулированию национальных интересов страны.
- “Сначала - экономика, затем - политика”, - заявил в свое время президент Назарбаев. На фоне других стран СНГ экономические реформы в Казахстане проведены достаточно успешно. Сейчас в стране запущена Программа модернизации промышленности и развития инновационной сферы. А насколько успешно можно оценить развитие демократии и совершенствование политической системы?
Безусловно, здесь вполне объективно присутствуют некоторые “евразийские особенности”. Одна из них - решающая роль личности, стоящей во главе государства. Это неизбежно в Азии?
- Как говорится, наши недостатки есть продолжение наших достоинств. И авторитаризм, с помощью которого Нурсултан Назарбаев удачно решал экономические проблемы, в определенной степени сдерживает развитие и демократизацию политической системы - что, на мой взгляд, необходимо для успешного продолжения реформ.
Казахстан находится в состоянии политического транзита, и этот транзит должен осуществляться плавно, избегая внутренних противостояний, с участием общественных сил. Без хотя бы относительно демократического перехода развитие страны может застопориться, а ситуация окажется чреватой дестабилизацией. В такой непростой ситуации последнее слово остается за самим Нурсултаном Назарбаевым, которому, видимо, придется принимать очень непростые для себя решения.
- Казахстан - не только ведущий сосед и партнер России в Азии, но и локомотив всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве - это и ЕврАзЭС, и ОДКБ, и ШОС, и Таможенный союз (а далее - ЕЭП). Еще одна интеграционная идея Нурсултана Назарбаева - создание Евро-Азиатского (Евразийского) союза. Насколько это реально? И заинтересованы ли ведущие мировые державы, в том числе Россия, в возникновении такого союза?
- Пока что де-факто на Таможенный союз однозначно настроены только собственно Казахстан и Россия. Третий партнер - Белоруссия - не так надежен. Что касается Украины, то пока ее позиция свидетельствует скорее об осторожности и даже о нежелании к этому союзу присоединяться.
Таким образом, Таможенный союз, на мой взгляд, на деле является специфическим направлением в двусторонних казахстанско-российских отношениях, к которому впоследствии могут подключиться (а могут и не подключиться) некоторые третьи страны.
- Вопрос к Вам как к специалисту по исламу. В постсоветский период в каждой постсоветской стране Средней Азии возникли свои особенности существования этой религии. Где сегодня назрели главные проблемы, а где развитие идет наиболее успешно, гармонично вписавшись в жизнь государства? И что бы Вы могли сказать об исламе в Казахстане?
- Как и во всех государствах Центральной Азии, в Казахстане состоялось возрождение ислама. По сравнению с мусульманскими соседями Казахстан избежал заметной радикализации религии, как это случилось в Таджикистане и Узбекистане. Исламский радикализм здесь анклавен, некоторые его проявления заметны на юге страны.
Ислам в Казахстане не стал политическим фактором, что имеет позитивное значение для поддержания стабильности. В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что Казахстан является частью мусульманского мира, где нарастают радикалистские тенденции и где ислам играет все более заметную роль в политике. Известно также, что в странах, где не существует светской оппозиции, недовольство и протест населения зачастую выражаются в исламской форме. У ислама всегда был высок политический потенциал, и это обстоятельство ни в коем случае нельзя игнорировать. |