|
Татьяна Синицына, главный редактор портала “ИнфоШОС” - “РИА Новости”
Я видела этот город зимой и летом. Первый раз приезжала сюда в феврале 2011-го, когда проходили президентские выборы. Лежал снег, и новая столица походила на обворожительную молодую женщину в белой норковой шубке. Снова встретившись с Астаной в июне, во время саммита глав государств - членов ШОС, я увидела ту же самую прекрасную молодую даму, но уже в изысканных разноцветных шелках...
...От щедрот Творца казахам досталась суровая степь. Кочевники полюбили свою строгую землю в центре Азии, ристалище ветров. Их мудрецы нашли формулу гармоничного существования с природой, и народ слился в единое целое со своим бескрайним пространством. “Летая” на своих сильных конях, тогда они еще не знали, что их копыта стучат по “сундуку с драгоценностями”...
Казахи отдали своей земле живое тепло души, энергию многих поколений, вложили в нее тяжкие труды, мечты, радости и горе. Они постигли от предков мудрость тенгрианского сознания, почитающего жизнь абсолютным благом и не позволяющего падать духом, что бы ни случилось. Вечным счастьем этого народа стали великое трудолюбие и терпение.
Так, со взлетами и падениями, они жили долгие века. На грани последнего миллениума судьба Великой казахской степи сделала крутой вираж, изменившись коренным образом. В руки далась заветная мечта о суверенности, но сначала надо было выжить на лунном пейзаже рухнувшей советской державы.
На этом драматическом витке истории казахам повезло. Их спасла не только тенгрианская философия, но и то обстоятельство, что во главе нации находился харизматический лидер с богатым политическим опытом и колоссальной интуицией, человек, знавший, куда вести народ и что именно надо делать. Нурсултан Назарбаев кожей почувствовал грядущую “казахскую удачу” и напряг всю политическую волю и силу характера, чтобы принять вызов судьбы. Тенгрианцы не опускают рук.
Genius locy
...Оба творца были отчаянно смелы. И президент Нурсултан Назарбаев, замысливший новый город, и японский зодчий Кисе Курокава, согласившийся взяться за невероятный проект. Правда, в одном они расходились: первый верил в новую столицу, а второй - не очень.
Но почему тогда этот второй взялся участвовать в конкурсе проектов будущего города, почему он решил посоревноваться с 47 другими звездами мировой архитектуры? Наверняка, профессиональный интерес зодчего притянула неординарная цель: создать в степи уникальный город с евразийским обликом, город-символ, город-аргумент, духовную вертикаль молодого суверенного государства, его новое лицо.
А может, человеческий гений Курокавы попал под обаяние личности Назарбаева? Вероятно и то, что японский маэстро архитектуры мог вдруг услышать свою “лебединую песнь” и поддаться искусу ее мелодии... Астане суждено было стать финальным аккордом его блестящей симфонии, последним взмахом крыла невероятной фантазии.
Так или иначе, но силой счастливых обстоятельств сошлись во времени и пространстве те составляющие, которые обычно и создают земные чудеса. Соединились исторический момент, политическая воля, экономические возможности и зодческий темперамент. А генератором процесса был, конечно, тот, кто, вдохновленный “гением места”, увидел этот город, как будто во сне...
Битва архитекторов
Известно, что первым этапом реализации замысла стала грандиозная “битва архитекторов”. За право спроектировать город боролись 47 творческих коллективов, выдвинувших немало ярких идей. Международное жюри, с трудом преодолев обольстительный путь выбора, в итоге остановилось на трех предложениях - российском, казахском и японском. Они и были представлены на суд Нурсултана Назарбаева, и он отдал предпочтение проекту, разработанному выдающимся японским архитектором Кисе Курокавой.
Известный казахстанский архитектор Аманжол Чиканаев, который также участвовал в этом “тендере гигантов”, в беседе с журналистами признал, что предложение японца действительно было самым ярким и перспективным. Он заложил в свой проект поистине революционные урбанистические идеи XXI века, при этом исходил из того, что Астана не должна повторять уже опробованные в других частях света решения, а быть самобытной, узнаваемой.
Кисе Курокава - один из основателей движения метаболизма в архитектуре, и, конечно, он видел будущий город через призму “абстрактного симбиоза”. Язык метаболистов - незавершенность, недосказанность. Все это предполагает открытость структуры зданий для “диалога” с контекстом городской среды, ее изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим обликом. Много воздуха, изысканная зеленая архитектура, ионизирующие среду фонтаны и фонтанчики, аллеи, парки - все для взыскательного вкуса, для капризного человеческого существа.
В проект Курокавы были заложены некие реперные точки. Их должны были создать всемирно известные архитекторы, которым дали возможность проявить свои способности, участвуя в тендерах на возведение в городе уникальных объектов, как жилых, так и общественных. При этом международное жюри решало, насколько их предложения вписывались в архитектурный и социальный пейзаж главного города страны. В этом состязании приняли участие ведущие архитекторы мира, работающие в самых разных творческих стилях. Им дали полную свободу, возможность играть на грани фола.
В ультрасовременной архитектуре молодой казахстанской столицы - сочетание разных стилей. Преобладает, конечно, западный. Но в него изящно вплетены азиатские мотивы. Главные ориентиры - экологичность и, одновременно, технологичность, интеллектуальность, свободное использование пространства. При создании Астаны был учтен практически весь мировой опыт - положительный и отрицательный. В итоге город получился не только красивым, но и комфортным, удобным для жизни.
Некоторые считают Астану несколько эклектичной - но ведь сюда приглашались архитекторы из разных стран - Германии, Великобритании, Болгарии, Швейцарии, ряда восточных государств. Смешение стилей, восточного и западного дизайна было просто неизбежно - город заявил о себе как “евразийский”, а значит, образ должен быть соответствующим. С другой стороны, и в эклектике можно найти гармонию. Главное в архитектуре - пропорции, достижение композиционного единства, художественный вкус.
Мираж в Степи
И вот Великая казахская степь открылась перед невероятным напором человеческого труда и творческого азарта.
Белоснежный ансамбль Президентского центра культуры, составляющий круг с лучами, расходящимися на четыре стороны света. Здание цирка, созданное в виде гигантской “летающей тарелки”. Величественная Акорда, резиденция Президента Казахстана. Центральная мечеть Нур-Астана, удивительно гармоничная, где могут вознести молитву пять тысяч верующих. Киноконцертный зал “Казахстан” с изменяемой внутренней конфигурацией, который спроектировал итальянец Манфреди Николетти. Океанариум - единственный в Центральной Азии и в то же время один из лучших в мире. “Аллея поющих фонтанов” - изумительное цветомузыкальное действо, ежедневно собирающее тысячи горожан.
Идеи многих зодчих были воплощены в жизнь, став “брендами” Астаны и Казахстана. Но особо почитается англичанин Норман Фостер, мастер стиля “хай-тек”. Получивший от британской королевы за свой талант звания рыцаря и барона, Фостер и здесь, в центре Азии, смог завоевать сердца и строгого архитектурного жюри, и руководства страны. Он разработал проект пирамиды Дворца мира и согласия, где теперь проводятся многие международные евразийские собрания.
В 2002 году Норман Фостер сотворил неподражаемый Байтерек, символ суверенности и обновления Казахстана. Образ этого грандиозного монумента связан с национальными корнями. Мифический тополь Байтерек восходит к космогоническим представлениям казахов о мироздании, это древо жизни, растущее в центре мира, оно уходит корнями в сердце Земли, а кроной касается неба. В кроне священного тополя мифическая птица Самрук, прародительница казахов, откладывает золотые яйца... Понятно, что мысль о создании в центре столицы архитектурного воплощения Байтерека могла возникнуть только “внутри народа”. Автором идеи стал Назарбаев.
Если в символическом смысле Байтерек “центр мира”, то в географическом - точный центр Евразии. С высоты Байтерека комплекс “Назарбаев Университет” похож на приземлившийся лайнер, сияют грани уникальной пирамиды Дворца мира и согласия, кудрявятся пагодные крыши гостиницы “Пекин-Палас”, блестят купола мечетей и церквей. А вот и узнаваемый стиль московских “сталинских высоток” - это внушительный комплекс российской работы.
Место, выбранное для Астаны, неслучайно. Когда-то здесь проходил знаменитый Шелковый путь. Артефакты, найденные в степных курганах, датированные многими веками - от бронзового века, через эпохи раннего Средневековья, до времен Казахского ханства, дают представление о самобытной культуре казахских предков.
...И смотрит с удивлением на фантастическое преображение своих берегов река Есиль, несущая воды Иртышу, а дальше - в Обь, в Мировой океан... |