Ирина Власова, медицинский обозреватель - для “РИА Новости”
В 2000 году численность пожилого населения мира (люди старше 60 лет) составляла 590 миллионов человек, к 2025 году количество пожилых людей планеты достигнет одного миллиарда. По прогнозам демографов, уже к 2015 году каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (от 75 лет).
Данные российских демографов говорят, что старение населения в России наиболее выражено в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы). Такая тенденция, по мнению специалистов, требует планомерного развития в России гериатрической службы и геронтологии как науки, улучшения качества социальной работы, особенно на отдаленных территориях. Но здоровье стариков - тема в обществе, к сожалению, не слишком популярная, и вспоминают о ней чаще лишь к 9 Мая
По мнению участников круглого стола, состоявшегося в Госдуме, “отдельные финансовые вливания и программы не решают ничего по существу”. Более всего от комплекса проблем в здравоохранении страдают самые уязвимые группы населения, к которым относятся жители отдаленных территорий и люди старшего возраста.
Для стариков особую актуальность приобретает проблема удаленности медпомощи, особенно ярко выраженная на селе. Жители глубинки часто остаются вообще без медицинской помощи, так как элементарно не способны добраться до областных центров - на то нет ни денег, ни транспорта.
По данным экспертов, сейчас в большинстве поселков с числом жителей в 400-500 человек нет ни одного медработника. Мы семимильными шагами идем к уничтожению медицины в отдаленных местах: будут стоять сверкающие медцентры в крупных городах, но старикам от этого легче жить не станет.
Еще одна проблема - стоимость медпомощи. По разным оценкам (ВЦИОМ, Центр Левады, ЦМИ “Фармэксперт”), прямые платежи населения составляют от 30 до 60 процентов всех расходов на здравоохранение. В то же время анализ материального статуса обслуживаемых на дому стариков показывает, что почти треть из них имеют доход ниже прожиточного минимума.
Несвоевременная диагностика при туберкулезе, сепсисе, легочных эмболиях, инфекциях мочевыводящих путей, злокачественных опухолях у стариков - частое явление в России. И в условиях плохой доступности медпомощи этой группе населения старики просто остаются брошенными, считают эксперты.
“О качестве медицинской помощи этой группе говорит хотя бы тот факт, что за 2010 год количество ветеранов в Москве уменьшилось вдвое, - говорит профессор Павел Воробьев. - Специализированная геронтологическая помощь как единая система в стране отсутствует”.
Специальность врача-гериатра введена в России еще в 1994 году, но место этого специалиста в первичном звене здравоохранения определено нечетко, его функциональные обязанности в полной мере не реализованы, врачей этой специфике почти не учат.
В России сейчас как никогда ранее необходимо профессиональное развитие само- и взаимопомощи, создание службы парамедиков (пожарные, полиция, водители, стюардессы и проводники в поездах), которые должны получать дополнительное вознаграждение за оказание ими доврачебной медицинской помощи. Без них с оказанием медпомощи на селе одному официальному здравоохранению не справиться.
На круглом столе в Госдуме прозвучало и предложение о таком радикальном изменении социальной помощи: детям, ухаживающим за своими престарелыми родителями, нужно выплачивать пособие как социальным работникам.
Эксперты ссылаются и на международный опыт создания систем взаимопомощи пожилых людей друг другу, систем круглосуточного ухода (временного совместного проживания с одинокими стариками социальных работников, домов для постоянного проживания пожилых с повышенным геронтологическим уходом, домов сестринского ухода и прочее). |