|
Ольга Барыкова, обозреватель “РИА Новости”
Продукцию “АвтоВАЗа” часто критикуют. Автомобили, произведенные на Волжском заводе, порой становятся предметом шуток, и, тем не менее, уже почти полвека российский автогигант не только остается на плаву, но и занимает первые строчки в рейтингах продаж
Через тернии
к звездам?
“АвтоВАЗ”, который этим летом отметил 45-летие, за годы своего существования сумел создать только две самостоятельные модели, зато успел побалансировать на грани банкротства и в итоге вошел в альянс Renault-Nissan. И хотя качество производимой заводом продукции оставляет желать лучшего, партнерство с альянсом Renault-Nissan открывает перед “АвтоВАЗом” неплохие перспективы, отмечают аналитики.
На протяжении нескольких лет российский авторынок был самым быстрорастущим в Европе. В 2008 году многие эксперты не исключали, что в течение нескольких месяцев он захватит лидерство на континенте. Однако в результате мирового финансового кризиса российский авторынок в 2009 году сократился вдвое, а крупнейший российский производитель легковых автомобилей “АвтоВАЗ” оказался на грани банкротства, и лишь государственная помощь в размере более 20 миллиардов рублей помогла компании выжить.
Народный
автомобиль
Волжский автомобильный завод (ВАЗ) создавался в шестидесятые годы прошлого века как лицензионное предприятие по производству автомобилей итальянской марки Fiat. В 1966 году был подписан договор об оказании технической помощи по организации в СССР производства автомобиля Fiat-124, известного в России как ВАЗ-2101 или “копейка”. В 1971 году была принята в эксплуатацию первая очередь завода, тогда же он был переименован в “АвтоВАЗ”.
Со временем Волжский автозавод вырос в производство полного цикла и занялся разработкой новых моделей - на базе той же “копейки”. “За это время можно упомянуть “Ниву” как явный успех вазовских конструкторов, - говорит заместитель главного редактора журнала “Авторевю” Леонид Голованов. - Потом был период сотрудничества с Porsche, когда были созданы автомобили восьмого семейства, потом было создано десятое семейство, “Калина”. Все это были попытки ВАЗа более или менее своими силами разработать для СССР и позже для России собственный народный современный автомобиль”.
Задача создать популярный народный автомобиль до сих пор остается актуальной, поскольку ниша нижнего ценового сегмента до сих пор не насыщена, “народ до сих пор жаждет доступных автомобилей, еще более дешевых, чем могут предложить Hyundai, Volkswagen, Renault и так далее”, - пояснил эксперт.
Держали
в черном теле
Тот факт, что десять лет назад “АвтоВАЗ” доминировал на российском рынке, не является заслугой компании, поскольку иномарок тогда в России практически не было, рынок был закрыт.
В начале 2000-х годов иностранные автоконцерны начали активно выходить на российский рынок, предлагая потребителям бюджетные модели по сравнительно невысоким ценам. Основными конкурентами российских автомобилей стали Renault Logan, Ford Focus и ряд моделей Chevrolet.
Сейчас у российского автогиганта есть шанс отвоевать свои позиции, говорит заместитель главного редактора журнала “За рулем” Игорь Моржаретто. “У “АвтоВАЗа” достаточно неплохие перспективы, потому что он попал в хорошую компанию - в альянс Renault-Nissan, и есть возможность оптимизировать затраты на какие-то разработки, потому что это (разработки) сейчас очень дорого”, - пояснил эксперт.
Леонид Голованов, со своей стороны, отмечает, что главная проблема “АвтоВАЗа” заключалась в том, что конструкторам не давали технологических и финансовых возможностей. “Их всегда держали в черном теле, их очень жестко ограничивали, в отличие от западных фирм, которые вкладывают в разработку новых моделей миллиарды долларов, - говорит Голованов. - Проблема ВАЗа - это проблема топ-менеджмента, которая так и оказалась не решена. А сейчас власти вынуждены прибегнуть к услугам варягов из Renault-Nissan”. Дело не в том, что “АвтоВАЗу” выделяют недостаточно средств, а в том, что этими суммами не умеют грамотно распоряжаться, заключил эксперт.
“АвтоВАЗ”
не самостоятелен?
Несмотря на очевидные недостатки, продукция “АвтоВАЗа” занимает верхние строчки рейтингов продаж в России. До недавнего времени наибольшей популярностью пользовалась вазовская классика - “Жигули”, разработанные в середине 60-х годов. В последние годы классическое семейство сдало свои позиции, уступив пальму первенства “Ладе Калине”.
В 2012-2013-х годах “АвтоВАЗ” планирует начать производство автомобилей под тремя брендами: “Лада”, Renault и Nissan. “К 2020 году завод будет производить более миллиона автомобилей в год”, - сообщил “РИА Новости” директор “АвтоВАЗа” по внешним связям Игорь Буренков. По его словам, партнеры “АвтоВАЗа” по альянсу собираются производить автомобили под своими брендами (Renault и Nissan) на платформе “Лады Калины”.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что иностранные производители будут использовать платформу “АвтоВАЗа”. Главный редактор журнала “АвтоБизнесРевю” Сергей Баранов сказал: “За 45 лет существования “АвтоВАЗ” создал только две самостоятельные модели - “Ниву” и “Калину”, все остальные автомобили были построены на платформе Fiat образца 1966 года. Впрочем, и “Ниву” можно назвать самостоятельной лишь с оговоркой: многие детали для нее позаимствовали у той самой “копейки”, которая была клоном Fiat-124".
В отличие от “АвтоВАЗА” итальянский автоконцерн с тех пор значительно расширился и благодаря покупке акций американского концерна Chrysler вышел на рынок Северной Америки, отметил эксперт. “Если Fiat поглощает, то “АвтоВАЗ” сам поглощен, потому что “АвтоВАЗ” никогда не будет в рамках альянса Renault-Nissan каким-то равноправным участником. “АвтоВАЗ” никогда не будет, например, предлагать дизайн”, - уверен Баранов.
В руководстве “АвтоВАЗа” перспективы российского автогиганта оценивают более оптимистично. По словам Буренкова, автоконцерн является равноправным партнером альянса, а платформа “Калины” востребована западными производителями. |