Алла Иванилова
Средства массовой информации должны быть свободными. Об этом в очередной раз заявили зарубежные эксперты и президент международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамара Калеева
Вчера в Астане прошла конференция “Актуальные проблемы медиазаконодательства: оценки, прогнозы, перспективы”. Главный вопрос дискуссий: быть или не быть свободной прессе?
За двадцатилетнюю историю независимого Казахстана законы о СМИ принимались дважды. Первый Закон “О печати и других средствах массовой информации” был принят в 1991 году. Документ стал легендарным, поскольку запрещал какое-либо проявление цензуры в отношении СМИ и дал зеленый свет независимой прессе.
В 1999 году был принят новый закон. Он ввел новые процедуры и формы контроля. Расширился перечень оснований, по которым можно было закрыть СМИ. Новый закон защиты журналисту не гарантировал.
Были попытки сделать медиазаконодательство более либеральным. В 2004 году Конгресс журналистов разработал новый законопроект о СМИ. Однако он был признан не соответствующим Конституции. При этом в действующий закон неоднократно вносились поправки, которые, по мнению правозащитников, ухудшали положение журналистов.
На конференции вице-министр связи и информации Нурай Уразов отметил, что в Казахстане сформировался национальный медиарынок. Если до 1990 года в стране было 10 газет и журналов, 21 телерадиоканал, то сегодня насчитывается 2700 средств массовой информации, при этом 84 процента - независимые. Вице-министр весьма дипломатично ответил на критику о некоторой несвободе свободных СМИ: “Законодательство должно соответствовать тем реалиям, которые существуют в стране, и должно совершенствоваться”.
Международные институты тут же вызвались помочь в этом. В частности, заместитель главы центра ОБСЕ в Астане Жаннет Клетцер отметила: “ОБСЕ не предлагает готовых рецептов, но предлагает диалоговую площадку, а также возможность познакомиться с опытом и практикой 56 стран”.
В своем выступлении президент Казахстанской ассоциации издателей газет Сергей Миролюбов не согласился с вице-министром связи и информации. По его мнению, “у министерства взгляд свысока, и оно не видит детали”.
В свою очередь, Тамара Калеева считает, что недавние поправки, внесенные в законодательство о СМИ, - это “ничтожные изменения”, которые в принципе ничего не поменяли. А разговоры чиновников о том, что свобода прессы грозит национальной безопасности, она назвала не чем иным, как “демагогией”.
Сейчас международный фонд защиты свободы слова “Адил соз” вносит свои поправки в законопроект “О телерадиовещании”. Его представители предлагают ограничить срок исковой давности на защиту прав чести и достоинства до трех лет (сейчас он бессрочный). “Идут иски по публикациям 3-5-летней давности. Согласно Закону “О средствах массовой информации” журналисты должны хранить свои материалы два месяца.
Представитель Центра права и демократии (Канада) Михаэль Караниколас считает, что ограничения для СМИ должны быть прописаны только в самых необходимых случаях. А журналистам, чьи права нарушены, он советует обращаться в структуры ООН, которые стоят на страже прав человека. Такая возможность появилась у казахстанцев после того, как страна ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах.
Астана |