ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ВУЗ нашего времени Исследования

Ирина Гайкалова
Система высшего образования в Казахстане вызывает много нареканий. Реформы происходят, но критика не утихает. Несовершенство ЕНТ, ПГК, коррупция в вузах - все эти и многие другие вопросы сегодня стоят довольно остро.
По мнению многих специалистов, рейтинг казахстанских вузов в системе международных рейтингов вузов все еще остается низким. Мы отказались от системы высшего образования, которое было построено в советское время, и в то же время утратили некоторые позиции. Что происходит с системой высшего образования и как решать имеющиеся проблемы - об этом наша дискуссия

Г. Мухтарова: Мне бы хотелось все-таки добавить позитивные нотки в нашу дискуссию. Не такая уж у нас патовая ситуация в высшем образовании. В настоящее время Министерство образования предъявляет следующие приоритеты в развитии высшего образования. Это предоставление образовательных услуг на уровне мировых требований, обеспечение конкурентоспособности наших студентов и признаваемость казахстанских дипломов за рубежом.
alt

Гульзада Мухтарова, зам. директора Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК

Новый Закон об образовании от 2007 года отражает те изменения, которые произошли в системе высшего образования. Например, законодательно закреплен переход на трехуровневую систему образования - бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD). Внедряется кредитная система обучения. Это та система, которая позволяет в полной мере интегрироваться системе высшего образования в мировое образовательное пространство.
Не секрет: рынок образовательных услуг сейчас взаимодействует не очень эффективно с рынком труда. Но мы приглашаем работодателей участвовать и в разработке стандартов, программ, дисциплин, и в самом учебном процессе. Те продвинутые работодатели, которые понимают, что с кадровым потенциалом надо работать, делают это и ведут своего работника от зачисления до распределения. Но таких работодателей пока еще мало...
М.Телибеков: Как расценивать факт закрытия частных вузов? Складывается впечатление, что политика министерства непоследовательна: сначала вузам дали зеленый свет, потом закрыли...
alt
Мурат Телибеков, директор Центрально-Азиатского пресс-клуба
З.Мансуров:
Об этом говорили много лет и сделали впервые в прошлом году. Должны быть стандарты образования, и вузы должны им соответствовать. А если они не соответствуют, то как они могут работать? В Англии, например, всего два частных вуза - все остальные государственные. Далее: частные вузы готовят зачастую всего по двум-трем специальностям - экономика, юриспруденция и так далее. Но никто не берется за подготовку гидрометеорологов, к примеру, или нанотехнологов. Для этого нужна специальная база крупных национальных университетов, научная школа, которая зачастую в частных вузах отсутствует.
Сейчас государство выделяет достаточно высокие дотации для подготовки докторантов. За три года докторант может выехать три раза за рубеж и пройти там обучение. В этом году впервые в КазНУ имени аль-Фараби будут защищены докторские диссертации, где руководителями являются два человека - местный ученый и профессор одного из ведущих вузов Европы. Сегодня национальным университетам (КазНУ имени аль-Фараби и Евразийскому университету имени Гумилева) выделяется по одному миллиону долларов для приглашения на работу зарубежных профессоров.
alt
Зулхаир Мансуров, первый проректор  КазНУ  имени  аль-Фараби
А. Сатмурзаев:
Я согласен с тем, что движение происходит, работа проводится очень большая. Нельзя говорить, что высшее образование находится в кризисе, надо учитывать, что уже многое достигнуто. Наш вуз, к примеру, тоже проводит подготовку специалистов по озвученным уровням. Но я бы хотел уточнить: несмотря на то, что нам государство не выделяет таких средств, как национальным вузам, для подготовки докторантов, мы все же изыскиваем средства для подготовки докторантов на платной основе. И, надо сказать, желающих очень много. Поскольку мы говорим о путях совершенствования вузовского образования, я бы хотел сказать, что нашим вузам необходимо налаживать связи с зарубежными вузами и строить эти отношения на долгосрочной основе. Это - всего лишь один шаг.
alt

Асан Сатмурзаев, проректор по воспитательной работе и связям с общественностью КазЭУ имени Т.Рыскулова

Н.Айткали:
Если мы будем только хвалить нашу систему образования, то далеко не уйдем. Надо говорить и о недостатках. Начну с рынка труда, о котором уже говорила Гульзада Батыргалиевна. Я возьму только экономические специальности. В чем мы отстаем? Нам надо кардинально пересмотреть классификатор и увеличить в три-четыре раза список специальностей. Это очень важно для экономики страны. Вы сейчас сказали, что рынок труда не соответствует рынку образования. Так вот, он не будет ему соответствовать до тех пор, пока мы не будем расширять список специальностей по той же экономике. Раньше их было около 12, сейчас - всего шесть. В эти шесть нужно втиснуть всю рыночную экономику, которая очень и очень объемна. Возможно, в этом смысле мы взяли не тот пример для подражания.
alt
Нурсеит Айткали, ректор  Евразийского  института рынка
Другой важный вопрос: доверие к педагогам. Статус педагога даже записан в новом Законе об образовании. Но, уважаемые коллеги, если, к примеру, в семье нет доверия, то это уже не семья. Если нет уважения к наставнику со стороны обучающихся, то грош цена этому учебному заведению. А если нет доверия министерства вузам и их профессорам, тогда можно откатиться назад. Почему нет доверия? Потому что есть ЕНТ. Преподаватели отстранены от конечного результата их работы - обучают детей 11 лет и не имеют права сказать слово за своих выпускников. Надо восстановить доверие, и тогда многие проблемы будут решены.

alt
Ирина Гайкалова, обозреватель газеты “Новое поколение”
ЕНТ: за и против

М.Телибеков: Недавно в газете “Новое поколение” Ириной Гайкаловой была опубликована статья с критикой этого тестирования. Нельзя не согласиться с тем, что есть много проблем в организации ЕНТ. Экзамен похож по способу проведения на военную операцию. В прошлом году один выпускник покончил с собой после неудачного тестирования...
И.Гайкалова: Мы - журналисты - приходим к выводу, что при такой организации ЕНТ не только наносится урон психике ребенка, но и нарушаются его гражданские права. Почему ЕНТ превратилось в спецоперацию с применением охраны, камер слежения и так далее? ЕНТ было призвано побороть коррупцию, а при этом в прошлом году продавались решения тестовых заданий.
Г.Мухтарова: Вопросы, которые были обозначены, однозначно актуальные. Но, согласитесь, совершенствование - это процесс вечный. Действительно, по ЕНТ много было нареканий. Те факты, о которых вы говорите, они были, но разве можно избежать каких-то острых моментов при экзаменах? Я сама училась в советское время, когда мы целый месяц сдавали вступительные экзамены. И, надо сказать, в то время тоже было немало случаев, когда дети - потенциальные студенты - не выдерживали этого графика и напряжения. И обмороки были, и слезы, и подорванная психика. Поэтому говорить, что именно ЕНТ во всем виновато, нельзя. Этот экзамен совмещает итоговый контроль среднего образования, и тут же человек может быть зачислен в вуз - единовременно, в один день, неужели это плохо? Конечно, есть недостатки в организации экзамена, в планировании - этого никто не отрицает. Министерство это все признает и работает над этим.
М.Телибеков: А будет ли отличаться проведение нынешнего ЕНТ от прошлогоднего?
И.Гайкалова: И будет ли хоть какой-то прогресс в проведении ЕНТ?
Г.Мухтарова: В этом году ЕНТ ничем не будет отличаться в проведении от прошлого года. Министерство хотело ввести новый формат - дополнительное комплексное тестирование. Цель преследовалась одна - мотивация изучения большего количества дисциплин потенциальными студентами. Но в связи с тем, что сроки для введения такого формата были достаточно ограниченные, а процесс сложный, не стали этого делать. Поэтому формат остался прежний. Но совершенствование механизма проведения ЕНТ постоянно осуществляется с учетом той критики, которая существует.
Н.Айткали: И все же я хотел бы уточнить. Недавно российские ученые опубликовали статью, в которой они приходят к выводу: если и дальше ЕГЭ будет существовать в том же формате в России, то в недалеком будущем наступит кризис образования. Надо дать возможность вузам проводить свои экзамены или свое тестирование - только так можно исправить ситуацию. Я думаю, у нас может случиться так же, если вузы и дальше будут отстранены от процесса экзаменации абитуриентов. Вот над этим вопросом министерству надо серьезно задуматься!


Бич нашего времени?
М.Телибеков: Коррупция в вузах приобрела большой размах. Много информации сейчас публикуют интернет-издания - с фотографиями преподавателей вузов, которые берут взятки. Как решить эту проблему?
К.Юнусов: Я бы хотел сказать вот что по этому поводу: недобросовестные преподаватели были и есть всегда, и говорить, что именно новая система их породила, нельзя. Просто сейчас об этом пишут и говорят, а раньше молчали. Конечно, нужно бороться с коррупцией. А те преподаватели, фото которых вывешивают на сайтах, должны просто уйти в отставку.
З.Мансуров: Что касается вопроса коррупции, я приведу такой пример. Одна из интернет-газет опубликовала данные о коррупции в нашем вузе. Мы даже обратились в суд за защитой чести и достоинства, потому что все, что там было написано, не соответствует истине. В результате переговоров нашим деканом было написано и опубликовано опровержение, которое просуществовало на сайте три дня. Что следует из этого: надо быть честными, и СМИ прежде всего. Зачем публиковать анонимные заявления, которые порочат честь невиновных людей и всего вуза? Пресса должна нести ответственность за то, что она публикует.
М.Телибеков: Но было много данных по разным вузам. Как реагирует на все это министерство?
Г.Мухтарова: С каждым конкретным случаем надо разбираться. Речь идет о судьбе человека, которого обвиняют во взяточничестве. И над этим работают как сами вузы, так и министерство. Были случаи и с продажей заданий по ЕНТ. Но разве люди не понесли административные наказания, уголовные? Разве это не те конкретные шаги, которые предпринимаются? Телефоны доверия, студенческие объединения - идет массовая системная работа, не какие-то разовые акции. Мы готовы вместе с вами бороться против коррупции. Не нужно быть по разные стороны баррикады.
alt
Макаш  Татимов, ректор Центрально-Азиатского университета
Прогнозы: демография и права человека
М. Татимов:
Я хочу рассказать об одном интересном факте, который еще не был озвучен для общественности. Мало кто считается с демографией в ракурсе развития высшего образования. Однако я хочу заявить, что демография имеет существенное влияние и на эту сферу в том числе. Приведу в пример свои исследования. Все вузы до сих пор работали на подъеме демографической волны. Было много абитуриентов, мы могли позволить себе не задумываться о наполненности наших аудиторий. Теперь же демографическая волна идет вниз. Три-четыре года назад студентов, закончивших вузы в Алматы, было 12-13 тысяч. В этом году их всего 10 тысяч. А через шесть лет их останется всего пять тысяч. В целом по Казахстану такая же картина - идет явное снижение числа учащихся в вузах. Я думаю, этот фактор надо учитывать и министерству, и руководству вузов. В силу этих причин грядет сильная конкуренция вузов за студентов. Это имеет и свою положительную сторону: появляется возможность переходить от количества к качеству образования. Аудитория будет не такая уж большая, набор будет малый, даже, возможно, слабые вузы будут закрываться от недостатка абитуриентов. 
alt
Курбанали Юнусов, вице-президент Союза мусульман Казахстана
К.Юнусов:
Я бы хотел сказать о доступности образования. Когда еще Казахстан находился в составе Советского Союза, были приняты несколько международных законов исламского толка: в частности, Всеобщая исламская декларация прав человека в 1981 году. В ней было сказано, что каждый человек имеет право получить образование в зависимости от своих природных способностей. А также каждый человек имеет право выбора профессии и карьеры. Эта исламская позиция абсолютно сочеталась с тем советским временем. Но после того, как Казахстан стал суверенным и ввел платную систему высшего образования, мы оказались ориентированы на западный мир с его ценностями. Хорошо, когда человек может обеспечить своему ребенку возможности для получения высшего образования. А если нет? Исходя из этого высшее образование в Казахстане должно быть, по мнению нашего Союза мусульман, бесплатным. Это поднимет еще выше авторитет Казахстана, станет прецедентом для постсоветского пространства.
В форуме также принимали участие: Самгат Ермекбаев, председатель Конгресса творческой молодежи, студент КазНУ имени аль-Фараби, Любовь Колесникова, студентка Центрально-Азиатского университета

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 6.10.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • 29 комментариев
  • 0 публикаций
^
 
 
знакомая тема :) И почему людям нравятся такие сайты http://zevok.com/? Лично меня - не впечатляет! sad Я противник всего этого
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 19.03.2010
  • Статус: Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
^
Nyusya Юнусов-очень умный человек. Надо ему доверять
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Салеметсизбе Асан Адасбекулы.
Сизден сурайын дегеним заочна 1-ши курста окитындар академический алуга бола ма?
Академический калай алуга болады?
Академический алу ушин не истеу керек жане кандай документтер керек?
Егер алган жагдайда алдынгы толенген акшасы сакталып кала ма алде жойылып кете ме?


Салеметсизбе Асан Адасбекулы.
Сизден сурайын дегеним заочна 1-ши курста окитындар академический алуга бола ма?
Академический калай алуга болады?
Академический алу ушин не истеу керек жане кандай документтер керек?
Егер алган жагдайда алдынгы толенген акшасы сакталып кала ма алде жойылып кете ме?
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение