|
Вот уже более десяти лет Казахстан является одним из наиболее динамичных государств постсоветского региона. Опыт Казахстана представляет собой большой интерес для его партнеров по Таможенному союзу - Белоруссии и России
В 2010 году Казахстан по объему ВВП по паритету покупательной способности - 258 миллиардов долларов - находился в Содружестве на третьем месте после России и Украины, лишь немного уступая последней. По объему ВВП на душу населения Казахстан также находится на третьем месте - после России и Белоруссии. Очень вероятно, что уже в ближайшие годы Казахстан станет вторым среди стран СНГ после России как по объему ВВП, так и по его величине на одного жителя.
Необходимо отметить как важный успех Казахстана восстановление в 2010 году численности населения на уровне 1991 года (16,4 миллиона человек), которое произошло как за счет повышения естественного прироста населения, так и положительного сальдо миграций, установившегося с 2004 года.
Уже к 1998 году более 90 процентов промышленных предприятий страны было приватизировано, причем во многих случаях - с участием иностранных инвесторов. Основной сферой вложений стала добывающая промышленность, прежде всего нефтегазовая (добыча, разведка, сервис) - более 50 процентов всех инвестиций. Объем иностранных инвестиций в целом (прямые ссуды и кредиты, портфельные инвестиции) в общем объеме инвестиций в нулевые годы колебался в пределах 20-40 процентов, составив в 2010 году 24,4 процента.
Широкое привлечение иностранного капитала способствовало введению в 1996 году в кредитно-банковской системе Казахстана международных стандартов отчетности, расширение присутствия в стране иностранных банковских учреждений, созданию системы обязательного страхования вкладов. К концу 1990-х годов Казахстан уже имел наиболее развитую банковскую систему среди стран СНГ.
Важным фактором преодоления рецессии 1990-х годов стал устойчивый рост добычи нефти (в 2010 году - 79,5 миллиона тонн). Причем из них около 60 миллионов тонн было вывезено на зарубежные рынки. По имеющимся прогнозам, к 2020 году уровень добычи нефти может достичь 140 миллионов тонн. Казахстан с этим показателем войдет в десятку крупнейших нефтедобывающих стран мира. Одним из важных достижений страны в этой связи следует рассматривать реализацию многовекторной политики сбыта и транспортировки нефти.
В нулевые годы в Казахстане значительно увеличилась добыча природного газа (до 37,1 миллиарда кубометров в 2010 году). Одновременно выросла роль Казахстана как газового транзитера.
Развитие газового транзита дополняется усилиями по ускоренному развитию транспорта для преодоления транспортной изолированности страны от внешнего мира и более полному развитию транзитного потенциала, который становится все более востребованным по мере роста экономики соседних с Казахстаном стран.
От добычи нефти и ее экспорта (это 60 процентов от общего экспорта страны) Казахстан получает не только крупные финансовые поступления в бюджет, но и загрузку отечественных предприятий, увеличение занятости населения во многих секторах экономики. Рост мировых цен на основные экспортные товары в нулевые годы стабильно обеспечивал профицит бюджета.
Созданный в 2000 году Национальный фонд Казахстана - первый такого рода институт среди стран СНГ, аккумулирует часть налогов, получаемых от компаний нефтяной промышленности. Фонд играет стабилизирующую роль для национальных финансов и одновременно участвует в финансировании приоритетных социальных и экономических программ. В конце 2008 года в нем было накоплено более 30 миллиардов долларов. Именно это позволило стране смягчить последствия мирового финансового кризиса. К 2020 году активы Нацфонда должны возрасти до 90 миллиардов долларов, что составит не менее 30 процентов ВВП.
В целом зависимость казахстанской экономики и социальной сферы от нефтегазового фактора не ослабевает. Для перетока инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2003-2004 годах были сформированы специальные финансовые институты: Казахстанский инвестиционный фонд, Банк развития Казахстана, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетинговых и аналитических исследований, Фонд науки, центр инжиниринга и трансферта технологий. Но эти меры к заметным позитивным изменениям в структуре промышленности пока не привели. В стране налицо симптомы “голландской болезни” экономики, при которой постоянно воспроизводится перераспределение ресурсов (инвестиционных, трудовых) в сырьевой сектор.
В этих условиях в 2009 году была разработана и принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развитии. Она включает в себя мероприятия, содержащиеся в “Дорожной карте занятости”, “Карте индустриализации” и “Дорожной карте бизнеса-2020”.
Важным элементом политики форсированной индустриализации стала налоговая реформа. Была реформирована система налогообложения недропользования. Предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебитные и выработанные месторождения, постановлением правительства Республики Казахстан устанавливаются льготные ставки. Исключено положение “стабильности” налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТОО “Тенгизшевройл” и действующих соглашений о разделе продукции.
Новая налоговая система дает сигнал инвесторам на необходимость изменения инвестиционных приоритетов в пользу несырьевых секторов.
1 июля этого года завершилось формирование единой таможенной территории в рамках ТС Белоруссии, России и Казахстана, что позволило увеличить рынок сбыта для казахстанских производителей с 16 до 168 миллионов потребителей. Вместе с принимаемыми мерами по улучшению бизнес-климата в стране расширение рынка может стать стимулом для диверсификации экономики путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора экономики.
Участие в Таможенном союзе, а с 2012 года и в ЕЭП, для Казахстана имеет большое экономическое значение. Стране жизненно важно иметь гарантированный доступ к европейскому рынку углеводородов и, соответственно, к транзитным коммуникациям России и Белоруссии.
Пока проблемой для казахстанских экспортеров является налогообложение железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации. РЖД облагает перевозки для казахстанских товаропроизводителей НДС в размере 18 процентов. В сумме казахстанские бизнесмены сегодня платят из своего кармана практически 30 процентов НДС: 18 процентов - российский НДС и 12 процентов - казахстанский. Это, конечно, сказывается на росте цен на товары.
Многие товаропроизводители жалуются на то, что с началом работы ТС возросли затраты на администрирование экспортно-импортных операций. То есть при таможенном оформлении поставок имеет место сильнейшая детализация товаров. Все это приводит к выплате дополнительных сумм для таможенного оформления, что становится причиной удорожания продукции казахстанских участников.
Но конфликт интересов, естественный в условиях становления нового регионального института, не может заслонить значительный потенциал ТС как более глубокой формы сотрудничества для дальнейшего развития стран-участниц.
Леонид Вардомский, руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, для “РИА Новости” |