На ладони времени
Можно гадать, по какой причине в этом году погода прогневалась на алматинцев. Но два сильнейших урагана, налетевшиех в этом сезоне, однозначно расположились в ряду исключительно мощных и редчайших проявлений стихии локального характера наряду с разрушительными землетрясениями
Не только для недавних поколений, но и для старожилов этот драматический экшн стал уникальным явлением, эксклюзивным зрелищем, редчайшим впечатлением. За всю историю наблюдений в этих местах со времен Верненской крепости вы не найдете записей или свидетельств. Их нет. Потому что более чем за полуторавековую историю ничего тождественного здесь не произошло.
Нами это воспринимается как природный катаклизм. Но, отринув обывательский пафос по поводу ущерба городскому хозяйству, изуродованных склонов Мохнатки, ограниченного доступа на Медео, можно сказать, что нам сегодняшним довелось увидеть фрагмент из истории Земли, пусть и локального масштаба. Нам повезло увидеть - не в кино, наяву, как одна природная стихия схлестнулась с другой. На наших глазах птеродактиль расправился археоптериксом! И ни одному, ни другому до нас не было никакого дела. По философскому размышлению можно вообще сказать, что человек в этих местах поселился самовольно и случайно. А все эти мичуринские высказывания о том, что “мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача”, не более чем заносчивость, подправленная конъюнктурой. На деле мы живем здесь до той поры, пока позволяют условия, диктуемые совсем не нами.
Сегодня мы получили два небывалых урагана в городе, где сами ветры - редкость. 17 мая и 27 июня в Алматы и окрестностях крутило, кидало, рушило, заливало и обстреливало крупным градом. По понятным причинам власти не смогли назвать более-менее достоверную статистику по ущербу и принялись за разгребание горных склонов. Позже стало известно, что сумма из госрезерва, которая должна быть использована южной столицей на восстановление, скорректирована в сторону увеличения: 400 миллионов тенге против 250 миллионов, о которых говорилось ранее.
Более 350 специалистов, в том числе лесозаготовители, продолжают распиливать поваленные остатки деревьев. Где возможно - превращая их в пиломатериалы. Предполагаемый объем древесины - около 96 тысяч кубометров. Поэтому одновременно в Алматы занимаются поиском покупателей этого неожиданно появившегося богатства, ведь как ни крути, а тянь-шаньская ель - ценная строительная порода, которую теперь будет рациональным использовать по назначению или продавать. Стоимость куба - около 25 тысяч тенге. Предполагаемая выручка может составить два с половиной миллиарда тенге. Вырученные средства планируется использовать на работах по восстановлению порушенного леса, купят спецтехнику.
Поскольку другие породы деревьев не приживутся на поврежденных склонах, вновь будут высаживать тянь-шаньскую ель. Но за посадку возьмутся в период с 2012 по 2014 год.
Наши корреспонденты и автор лично обследовали поврежденные склоны на следующие сутки после первого и второго ураганов. Среди поваленных или сломленных деревьев попадались и такие, возраст которых подходил к двум сотням лет. Но таких меньше. Основной возраст поверженных исполинов - 70-100 лет. Можно предположить, что склоны в урочище Медео и местах Иле-Алатауского национального парка и восстановятся лишь через сто лет. Но это уже история далекого пока XXII века. |