Сергей Варшавчик, обозреватель “РИА Новости”
Блогеры - народ активный, готовый не только обсудить и осудить то или иное негативное явление общественной жизни, но и побороться с ним в невиртуальном пространстве. В июле не прошел незамеченным негласный запрет государственного белорусского радио на исполнение в эфире музыкальных произведений ряда российских музыкантов - в первую очередь Виктора Цоя
Речь идет о знаменитой песне “Мы ждем перемен”. Как пишет юзер zdravbyd, она “уже стала гимном противников авторитарного режима Лукашенко”. По его словам, также под запретом находится творчество Андрея Макаревича и Юрия Шевчука. В черном списке и группа “Ляпис Трубецкой” с композициями “Грай” и Belarus freedom.
Блогер holicin сообщил читателям в Сети, что в марте 2011 года в редакции белорусских СМИ поступил список “деятелей искусства и творческих коллективов”, не угодных властям и запрещенных к упоминанию в средствах массовой информации. Как пишет в своем блоге журналист и писатель Андрей Мальгин, “в советские времена подобные списки имели широкое хождение. Учитывая, что Белоруссия - это сохранившийся островок СССР, ничего удивительного”.
“Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах
и в пульсации вен - перемен!
Мы ждем перемен!”
Впрочем, при Советском Союзе эта песня Цоя не была под запретом, счастливо совпав с эпохой перестройки и став во многом ее неформальным гимном. В Белоруссии же слова Виктора Цоя, несомненно, вызывают у тамошних сильных мира сего искреннее раздражение.
Тем временем в России продолжается акция “Свобода фотографии”, проводимая в рамках национального проекта российских блогеров “Страна без глупостей” (авторами которого выступают фотографы Илья Варламов и Дмитрий Терновский). В частности, они создали забавный зеленый значок с надписями “фотографировать можно”, “фоткать можно”, который предназначен для бесплатного распространения и использования везде - от дверей магазинов, где съемка не запрещена, до нашивок на одежду.
Как сообщил в своем ЖЖ Терновский, акция развивается чрезвычайно активно.
“Борьба за свободу фотографии идет на всех фронтах, к нам чуть ли не каждый день обращаются крупнейшие российские компании, медиахолдинги и государственные ведомства с идеями по сотрудничеству”, - констатировал блогер.
Терновский стал известен в 2010 году, когда ему удалось при личной встрече с президентом России Дмитрием Медведевым на горнолыжном курорте Красная поляна в Сочи добиться отмены запрета на фотосъемки с помощью профессиональной аппаратуры в Кремле и на Красной площади. В итоге выяснилось, что какого-то официального запрета на фотографирование не существует.
Теперь фотоборьба разворачивается в магазинах, где охранники “почему-то” протестуют против съемок просроченных продуктов при беседах с сотрудниками полиции. Неплохо было бы донести до всех сотрудников полиции, что полицейского во время службы снимать МОЖНО, считают блогеры.
Воодушевившись этой акцией, омский блогер gesichtlos решил проверить, как обстоит дело со свободой фотографии в его родном городе. С фотоаппаратом наперевес он ринулся снимать обстановку местного магазина и в результате имел довольно продолжительную беседу с местными блюстителями порядка. “Посмотрите 149-й федеральный закон и пояснение к 29-й статье Конституции, где сказано, что сотрудников милиции можно фотографировать”. - “Ну, сотрудников милиции, может, и да, но мы же сотрудники полиции!” - приводит автор отрывки из этого поучительного диалога.
По итогам дискуссии стороны взяли тайм-аут и решили встретиться через несколько дней. Сам же автор подчеркивает, что каких-либо запретов на проведение фото- и видеосъемки в магазинах и супермаркетах в действующем законодательстве РФ не существует “в случае если таковая съемка ведется для личных целей и не влечет за собой разглашение государственной либо иной тайны”. |