Дмитрий Бабич, политический обозреватель “РИА Новости”
Ратифицированные 6 июля Советом Федерации (верхняя палата парламента РФ) соглашения в рамках Таможенного союза облегчают пребывание в России для трудовых мигрантов из Белоруссии и Казахстана. Теперь российские работодатели смогут брать их на работу, не получая специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. На срок трудового договора белорусские и казахстанские работники, а также их семьи получат статус временного пребывания в России. Те же правила будут действовать и в отношении россиян в Белоруссии и Казахстане
Не тайна, что облегчение трудовой миграции из СНГ часто воспринимается российским обществом негативно - люди опасаются роста преступности, демпинга на рынке труда, роста безработицы. Но в случае с Таможенным союзом есть все основания не ожидать развития событий по негативному сценарию.
Меньше всего вопросов возникает по мигрантам из Белоруссии. Белорусы воспринимаются населением России в целом позитивно. Помогает и экономика: финансовый кризис высвобождает в этой стране именно те ресурсы, которые нужны российскому рынку труда - например, строителей. Их вероятный приток в Россию и Казахстан может быть вызван резким спадом строительства в Белоруссии (даже лояльная Лукашенко государственная статистика предрекает строительный спад до 14 процентов по сравнению с 2010 годом).
Что касается мигрантов из Казахстана, то миграционный поток из этой страны после девяностых годов почти иссяк, мигрирует в основном русскоязычное население - русские, татары, украинцы, немцы. Казахи в большинстве своем остаются дома.
“В этом плане казахи являются уникальной нацией на просторах СНГ - миграционные процессы затронули их минимально, - комментирует ситуацию заведующая лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская. - Была только очень небольшая казахская миграция в приграничные области России. Возможно, это связано с экономическими успехами Казахстана, а также с тем, что эмиграция русских и немцев открыла для казахов множество престижных рабочих мест на родине”.
Как отмечает Зайончковская, выезжающих из Казахстана русских в строгом смысле назвать трудовыми мигрантами тоже нельзя. Эти люди уезжают в Россию, чтобы остаться там на жительство. Не всем это удается: на состоявшемся недавно в Москве съезде переселенческих организаций больше всего о своих проблемах говорили как раз бывшие казахстанцы. Им приходится сталкиваться и с равнодушием местных властей, и с враждебностью местного населения. В связи с этими проблемами бывали случаи возвращения русских в Алматы и другие крупные казахстанские города. Переселенцам в России, как правило, предлагают на жительство сельские местности и маленькие города, а сменить среду обитания человеку из большого города оказывается трудно - вот люди и возвращаются.
“Казахстан - это не Узбекистан, людей, готовых отправиться “за птицей счастья” в Москву, здесь намного меньше, - отмечает Зайончковская. - Казахстан сам является центром притяжения для узбекских и таджикских трудовых мигрантов. Но они, как правило, заняты на сельскохозяйственных работах на юге республики и в Россию не поедут”.
Облегченный въезд и трудоустройство в РФ - неплохая реклама для российских интеграционных инициатив на просторах СНГ. “Мы бы тоже хотели, чтобы украинское руководство подписало с Россией соглашения, подобные Таможенному союзу, очень жаль, что этого не происходит, - отмечает национальный координатор по международной программе противодействия торговле людьми на Украине Оксана Горбунова. - Ведь отсутствием соглашений пользуется криминальный бизнес. Именно он заинтересован в незаконном найме нелегальных рабочих - за них не надо платить налоги, из их зарплаты не надо делать пенсионных отчислений”.
Следующий шаг - синхронизация пенсионного законодательства государств - членов Таможенного союза. На данный момент отсутствие номера пенсионного страхования у белорусских работников является одним из немногих препятствий на пути их полноценного найма. В принципе решить эту проблему постановили еще подписанты соглашения о создании Союзного государства России и Белоруссии в 1999 году. Но одно дело - провозгласить и совсем другое - реально решить проблему.
“Через 15-20 лет миллионы людей на просторах бывшего СССР окажутся без пенсии, потому что работали не в тех государствах, где были прописаны, и с их зарплат не делались пенсионные отчисления”, - предупреждает Зайончковская. |