|
Влад Гринкевич, экономический обозреватель “РИА Новости”
Российские текстильщики хотят отвоевать рынок у китайцев
Российские текстильщики ставят перед собой амбициозную цель: перехватить инициативу у китайских конкурентов и превратить Россию в “пошивочный цех” европейских компаний. Пока же отрасли едва-едва удается сдержать напор иностранных конкурентов. Представители текстильной и швейной индустрии уверяют: у нас есть главное - человеческий капитал. Однако этот ценный ресурс можно в скором времени растерять, если отраслевым лоббистам не удастся добиться от государства налоговых и иных преференций
Лукавые цифры
Россия не против стать пошивочным цехом Европы, говорит первый вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Надежда Самойленко. Качество пошива у нас выше, чем у китайцев, утверждает она, и европейские компании проявляют интерес к нашим предприятиям.
Перспективы российской текстильной и швейной отрасли противоречивы, как и ее статистика. С одной стороны, текстильная промышленность показала неплохую динамику при выходе из экономического кризиса: в 2010 году прибыль отрасли (текстильное и швейное производство) увеличилась на 4,8 процента. В то же время рентабельность отрасли маленькая - 5,4 процента, а уровень зарплат один из самых низких в обрабатывающем производстве. По информации председателя Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяны Сосниной, швея получает в среднем 7,8 тысячи рублей в месяц.
Под натиском иностранных экспортеров, контрабандистов и производителей контрафакта многие компании сворачивают свои производства. Татьяна Соснина уверяет, что только за 2008-2009 годы отрасль лишилась 100 тысяч рабочих мест - это 25 процентов работников сектора.
Дешевый импорт и еще более дешевая контрабанда - главный бич наших текстильщиков начиная с 90-х годов. Под натиском турецкого и китайского ширпотреба (главным образом, нелегального) выпуск швейной продукции в стране в период с 1990 по 1997 год сократился в 7,5 раза.
Сегодня доля отечественных компаний на российском рынке одежды, по оценке Надежды Самойленко, колеблется в пределах 18-20 процентов. И расклад пока не в нашу пользу - по итогам I квартала 2011 года денежный объем импорта в годовом исчислении вырос с 1,04 до 1,64 миллиарда долларов.
|
Внутренняя отделка интерьера Алматинского хлопчатобумажного комбината (АХБК). Огромный и поистине легендарный завод, снабжавший некогда весь Советский Союз тканями, одеждой, нитками, пряжей и прочей мануфактурной продукцией. Продукция АХБК также поставлялась и за рубеж |
На что жалуемся?
Российские текстильщики уверяют, что готовы конкурировать с компаниями из Поднебесной. Но для успешной борьбы им нужно, чтобы государство сделало две вещи: создало для наших предпринимателей те же условия, в каких работают их китайские коллеги, и защитило рынок от контрабанды и контрафакта.
Судя по всему, дешевая рабочая сила уже не является главным преимуществом компаний из КНР. Рабочие фабрик, шьющих качественную одежду, идущую на экспорт в США, ЕС и отчасти в Россию, получают, по некоторым оценкам, в месяц 300-400 долларов, то есть на 8-33 процента больше российских портных. А удельный вес заработной платы в себестоимости российской одежды, по словам Татьяны Сосниной, не превышает 10-15 процентов, в то время как стоимость сырья составляет 50 процентов.
На руках наших конкурентов другие козыри - доступное сырье, налоговые льготы и дешевый кредит, пояснила “РИА Новости” Надежда Самойленко. Турция и Китай располагают собственными сырьевыми базами, а российские компании закупают хлопок у соседей по СНГ, что, естественно, сказывается на себестоимости продукции.
Кроме того, в 2010 году резкий скачок цен на хлопковое сырье обернулся ростом цен на текстильную продукцию.
Российские компании берут кредиты под 8,25-8,5 процента годовых, а в той же КНР максимальная процентная ставка не превышает 5-6 процентов. И, разумеется, там есть еще налоговые льготы - каждая новая производственная площадка в КНР получает те или иные налоговые послабления, например, освобождается от уплаты НДС при закупке сырья.
И, наконец, общая беда российских промышленников и аграриев (да и не только их) - стремительный рост цен на энергоносители. За последние 10 лет затраты на энергетику в себестоимости текстильной продукции, по данным Сосниной, выросли в 30 раз.
Текстиль - не автопром
Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов считает, что текстильщики отчасти сами виноваты в недостаточном внимании со стороны государства. За столько лет они не смогли сформировать эффективного лобби, которое доносило бы до чиновников их позицию и заставило бы власти считаться с мнением легкой промышленности.
Драганов привел в пример автопром, которому удается “выбивать” из государства преференции и субсидии. Но текстильщикам вряд ли удастся пройти дорогой автомобилестроителей - причины особого отношения государства к автомобильной промышленности лежат не столько в экономике, сколько в политике и социальной сфере.
Российские автогиганты обеспечивают работой десятки тысяч сограждан, на АвтоВАЗе, к примеру, занято около 70 тысяч человек. Закрытие предприятия, являющегося к тому же градообразующим, чревато социальными волнениями.
По данным отраслевого профсоюза, на предприятиях текстильной и швейной отраслей занято примерно 220 тысяч человек. Немало. Но отрасль состоит из малых и средних предприятий с численностью сотрудников от 200-300, реже до 500 человек. Производства разбросаны по всей стране, поэтому сокращения рабочих мест здесь не вызывают особого резонанса.
Вспомним, сколько внимания общества, прессы и в конечном итоге чиновников привлекли к себе проблемы тольяттинского завода во время кризиса 2008-2009 годов. А кто заметил сокращение 100 тысяч рабочих мест в текстильной промышленности?
Законкурировать
друг друга до смерти
От китайских производителей ширпотреба страдают не только российские компании. После принятия КНР в ВТО китайцы усилили и без того мощное давление на все мировые рынки.
По оценке Европейской ассоциации текстильной промышленности (European Apparel and Textile Association), с 2002-го по 2010 год доля китайской продукции на мировом рынке выросла с 20 до 50 процентов.
Постепенно ситуация с тотальной гегемонией китайцев перестает устраивать Запад. Глобальная конкуренция, перенос производств в регионы с дешевой рабочей силой уже не кажутся абсолютным благом, каким казались три года назад.
Если так пойдет и дальше, мы “законкурируем” друг друга до смерти, пишет авторитетный германский еженедельник Der Spiegel. Кризис заставил развитые страны вновь озаботиться собственным производством, создание новых рабочих мест в промышленности становится модным мейнстримом.
Чтобы привлекать капиталы, власти Евросоюза готовы субсидировать создание новых рабочих мест, компенсируя до 20 процентов инвестиций при создании рабочих мест в традиционных отраслях и до 80 процентов в инновационных.
Российские промышленники о таком не мечтают, их претензии ограничиваются налоговыми послаблениями, в частности, снижением страховых отчислений и доступными кредитами. |