|
С 23 июня по 2 июля в российской столице проходит 33-й Московский Международный кинофестиваль. В его ходе будет показано около 400 фильмов, которые смогут посмотреть свыше 200 тысяч кинозрителей и сотни гостей - авторитетные кинематографисты, знаменитости и представители киноиндустрии. Накануне президент Московского Международного кинофестиваля, председатель Союза кинематографистов, режиссер, общественный деятель Никита Михалков ответил на вопросы в ходе онлайн-конференции, организованной “РИА Новости”
Из истории ММКФ
33-й по счету Московский кинофестиваль от первого отделяют более чем 70 лет, так что его можно назвать одним из старейших киносмотров мира. Кинофестиваль, тогда называвшийся советским, впервые состоялся в 1935 году. Фильмом открытия была картина братьев Васильевых “Чапаев”, а председателем жюри - режиссер Сергей Эйзенштейн.
В 60-е, с приходом “оттепели”, Москву не раз посещали зарубежные звезды. Те, кого сегодня мы называем легендами кино, в то время казались простым советским людям и вовсе то ли небожителями, то ли инопланетянами. И сейчас стоящая у “Чайки” Софи Лорен или идущий по залу Дома кино Марчелло Мастрояни кажутся немного нереальными, а ведь в то время по Москве гуляли также Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Симона Синьоре, Ив Монтан, Джульетта Мазина, Жан Маре и Джина Лоллобриджида.
Не обходилось и без курьезных ситуаций. Так, Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор в 1961 году пришли на прием в Кремль в одинаковых нарядах от Dior. Первой из неловкой ситуации постаралась выйти Джина, приветствовав Элизабет словами: “Привет, сестренка!”.
Цвет ковровой дорожки, которую расстилают на открытии ММКФ перед кинотеатром “Пушкинский”, - зеленый - был выбран в 2009 году. С тех пор зеленая дорожка превратилась в один из фирменных знаков.
У ММКФ есть еще одна особенность, уже ставшая традицией, - это зонтики на церемонии открытия. Почти каждый год в российской столице она приходится на дождливую погоду, заставляющую и гостей в вечерних нарядах и смокингах, и их поклонников, которые приходят к “Пушкинскому” за автографами, прятаться от дождя.
Впрочем, в этом нет ничего страшного, считает Алла Сурикова, ведь осадки только сплачивают людей. “Дождь собирает людей вместе, и от этого им становится только теплее”, - говорит режиссер фильма “Человек с бульвара капуцинов”.
Михалков: Когда к тебе проявляется интерес, когда то, что ты думаешь и говоришь, вызывает ответную реакцию, это значит, что ты живешь в мире, где существуют проблемы, которые волнуют не только тебя. Это не значит, что всем должно нравиться то, что ты говоришь, или что тебе должно нравиться то, что говорят другие. Но в этом обмене самое главное - быть искренним.
- В СМИ просачивается информация о том, что в этом году существуют трудности с организацией Московского Международного кинофестиваля. Расскажите, в чем они заключаются и какие есть пути решения?
- Слава Богу, эта информация несколько преувеличена. Трудности, конечно, всегда были и есть. Ведь подготовка фестиваля это огромная работа. Это поездки отборочной комиссии, это договоренности с менеджерами, со звездами, это доставка копий и масса других творческих и бытовых вопросов.
Из года в год мы стараемся расширять программу кинофестиваля. В этом году, например, кроме основного конкурса пройдет конкурс “Перспективы”, в рамках внеконкурсной программы зрители смогут познакомиться с фильмами из цикла “Итальянское кино сегодня”, “Испанская неделя”, “Вокруг света”, “Секс. Еда. Культура. Слава” и т.д. Впервые в этом году появится конкурс документального кино. В программе “Ретроспективы” будут показаны фильмы Вернера Херцога, Роба Нильссона, Сэма Пекинпа, Хелен Миррен. Также мы предложим зрителям большой выбор фильмов из специальных программ, таких как “Уголок Короткого метра”, “Сине-фантом. Альтернатива” и многих других. И, конечно же, будет представлена огромная российская программа, которую можно будет увидеть, как всегда, в Доме кино.
Но при этом самая большая проблема заключается в том, что у нас нет дворца Московского кинофестиваля. А фестивальная работа должна идти круглогодично. Везде в мире есть дворцы фестивалей, которые работают круглый год, где в одном месте собраны все программы, все пресс-конференции, все службы.
В свое время Юрий Лужков пять раз публично обещал нам начать строительство фестивального комплекса, но обещания так и не были выполнены. Может быть, новое руководство Москвы поймет значимость данного вопроса и решит его.
- Вам неоднократно предлагали работать за границей. Ваша личная причина, почему Вы еще здесь?
- Я думаю, что хоть кто-то из тех, кто может покинуть Родину, должен остаться с теми, кто ее покинуть не может. И в этом смысле абсолютно прав гениальный русский философ Иван Ильин, который пишет, что “от постели больной матери... не уезжают; разве только оторванные и выброшенные”.
Мне много предлагали работать за границей, в том числе и в Голливуде. Но есть чудная русская пословица: “Где родился, там и сгодился”. Да, иметь возможность пригласить любого актера - замечательно. Да, современнейшие технологии очень важны. Да, снимать свою картину там, где ты хочешь, - прекрасно. Но снимать свою картину.
Я могу быть интересен миру только как русский художник, только из России. Потому что я могу рассказать миру о нас намного больше, чем другие. А снимать американскую картину, хоть и за очень большие деньги, чтобы она стала одной из... меня это мало интересует. К тому же моя картина, скажем, на американскую тему будет носить туристический характер. Потому что это будет умозрительной симуляцией того, что тобой будто бы прожито, а на самом деле окажется набором клише. Это не приводит ни к чему хорошему.
- Вы являетесь одним из авторов идеи создания Совета по нравственности (Никита Михалков, Юрий Соломин, Василий Ливанов и Евгений Стеблов предложили президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину создать совет, который будет контролировать, в частности, соблюдение журналистами норм нравственности. -
Ред.). В чем его суть?
- Это идея не только моя. Хотя, к сожалению, бьют меня одного. Что значит Совет по нравственности? Это попытка достичь того, чтобы ответственность была бы не только у общества перед СМИ, но и у СМИ перед обществом.
И это не мы придумали. Разговор идет не о том, чтобы “наложить лапу” на СМИ. Разговор идет о том, что если ты лжешь, если ты позволяешь себе оскорбить человека, ты должен за это отвечать. И отвечать не 50 минимальными зарплатами, а серьезно.
Это не я придумал. По большому счету, в определенном смысле это забота о журналистах, если хотите. Не хочется, чтобы им проламывали голову в подъезде. Зачем доводить ситуацию до того, когда это единственный способ отреагировать на вранье о тебе? Ты не имеешь права, давая ложную информацию, подвергать человека опасности потерять работу, потерять семью, начать существовать в ауре ненависти и подозрении.
Я могу назвать список стран, где существуют такие советы: Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, например, в которой еще законом от 1881 года вводится уголовная ответственность журналиста. Это есть практически во всех цивилизованных странах мира - ответственность журналиста.
Я могу ошибаться, как и те 80 человек, которые подписали обращение. Но опыт-то мировой показывает, что это не ошибка.
Подготовила Баина Манджиева |