|
Алла Иванилова
О том, что перед миром встает проблема дефицита продовольствия, говорится давно и много. Уже сегодня шестая часть человечества столкнулась с нехваткой продуктов питания. Дефицит вызывает рост цен, тем самым только увеличивает процент бедности и число голодающих. Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) уже давно призывает страны повысить производительность труда и задействовать для производства продовольствия целинные земли. Более того, наиболее перспективным странам ФАО готова предоставить посильную помощь. Так, программа по восстановлению сбитых и деградированных пастбищных земель в Шетском районе Карагандинской области и в Жамбылском районе Алматинской области была профинансирована за счет средств этой организации и ПРООН
Отечественный Кабмин в последние годы прилагает немало усилий, чтобы Казахстан встал в один ряд с мировыми экспортерами мяса. Конечно, отечественные аграрии “не волшебники, а только учатся”. Былую мощь трудно обрести за год-два. Принята специальная программа по развитию животноводства. В планах чиновников - в ближайшие пять лет ежегодно поставлять россиянам до 60 тысяч тонн мяса, а в дальнейшем выйти на мировые рынки.
Но грандиозные планы так и могут остаться на бумаге. Ежегодно в Казахстане фиксируются вспышки различных заболеваний среди животных. Прошлым летом сразу два опасных недуга выявлено в республике. В Акмолинской области - ящур, в Павлодарской - сибирская язва. Щепетильная в таких делах Россия сразу же приостановила импорт мяса из нашей страны. В нынешнем году, по словам министра сельского хозяйства
Асылжана Мамытбекова, “эпизоотическая ситуация остается напряженной”. В ЗКО зафиксирована вспышка ящура, и, как следствие, Москва ввела временное “табу” на ввоз нашего мяса.
Одной из причин заражения, как считают в Минсельхозе, является нарушение ветеринарного законодательства по запрету перемещения животных из буферной зоны по ящуру (Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская области) в свободную. Чтобы исключить нелегальную перевозку животных, на выездных пунктах данных регионов установят контрольные посты ветеринарной полиции.
В последние годы во многих областях ухудшилась ситуация и по бруцеллезу. С 2007 года в Казахстане не прививают скот против этой заразы, а в случае ее выявления, как во многих развитых странах, животное убивают. “Учитывая, что у нас есть проблемы у соседей, да и у нас общая обстановка не очень благополучная, такой принцип приведет к тому, что мы вырежем скот”, - отметил глава Минсельхоза. В этой связи ведомство планирует поделить страну на благополучные и неблагополучные по бруцеллезу зоны и в последних вакцинировать животных.
Еще одна из причин ежегодного падежа скота от различных инфекций - несоответствие ветеринарных препаратов международным стандартам. Министерство сельского хозяйства сейчас разрабатывает программу по развитию отечественной биологической промышленности с использованием отечественных штаммов-возбудителей болезни. Кроме того, лицензирование производства ветпрепаратов, которое в свое время было отдано “на места”, намерены вернуть обратно в министерство.
Чтобы развивать “ударными” темпами животноводство, необходим не только здоровый, но и качественный племенной скот. Его планируется разводить за счет зарубежных бычков и телочек. В этом году завезут 10 тысяч голов, а в следующем - уже 12 тысяч. На это из госказны тратятся немалые деньги. Некоторые чиновники склонны считать это расточительством. Так, в свое время сенатор Тасбай Симамбаев подсчитал, что одна американская племенная телка обходится по цене среднего джипа. Более того, по его словам, такие коровы не отвечают племенным и весовым позициям.
Строительство откормочных площадок тоже входит в планы чиновников. Однако и эта мера пока реализуется через пень-колоду. В конце прошлой недели состоялось заседание Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при народно-демократической партии “Нур Отан”. Выступивший там мажилисмен Толеген Ибраев отметил, что “программа животноводства, реализуемая за счет бюджетных средств, никем не контролируется и никто не собирается отвечать за итог”. Так, в селе Баканас Алматинской области была построена откормочная площадка, где до сих пор нет скота. “Потрачены огромные бюджетные средства, снятые с образования, здравоохранения, строительства, и вот откормочные площадки ржавеют и рушатся. Таких проектов Министерство сельского хозяйства задумало несколько десятков, и, возможно, с теми же результатами. Куда ушли 2,5 миллиарда тенге - никто не знает”, - возмутился депутат.
Однако в Минсельхозе утверждают, что не занимаются расточительством. Более того, там намерены пересмотреть механизмы субсидирования. Так, Минсельхоз намерен ужесточить требования к субсидируемым за счет бюджета откормочным площадкам. “Раньше любая откормочная площадка, несмотря на ее размер и применяемые технологии, получала субсидии. А с учетом нововведений откормочная площадка будет субсидироваться только если она будет рассчитана минимум на тысячу голов и на применение соответствующих технологий по водопою и распределению кормов, которые позволят снизить затраты по ней”, - пояснил глава ведомства.
Пока чиновники решают накопившиеся в животноводстве проблемы, Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация делает нерадужные прогнозы. Эксперты ФАО считают, что в течение нынешнего года цены на продовольствие в мире останутся на высоком уровне. В частности, цены на мясо в этом году ожидаются “рекордными”, что обусловлено высокой стоимостью кормов, вспышками инфекций, сокращением поголовья, а также повышенным спросом и ограниченными экспортными возможностями. Для Казахстана это своеобразный “звездный час” - представить всему миру свою мясную продукцию. Однако проблема в том, что представить пока нечего.
Астана |