|
Прошло 30 лет с тех пор, как ученые выявили первый случай иммунного сбоя в организме человека, который потом был назван ВИЧ.
Сейчас в мире 30 миллионов людей живут с ВИЧ, и лишь 6 миллионов человек имеют доступ к спасительному антивирусному лечению. Более 1,5 миллиона живут с ВИЧ в странах СНГ и Центральной Азии.
С 8 по 10 июня в Нью-Йорке состоялась встреча высокого уровня государств - участников Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС). Мишель Сидибе, исполнительный директор ЮНЭЙДС, дал интервью “РИА Новости”
- Десять лет назад на Генеральной ассамблее ООН мировые лидеры назвали СПИД “глобальной чрезвычайной ситуацией”. Чего удалось добиться? И можно ли ожидать на встрече высокого уровня в Нью-Йорке каких-либо прорывных решений?
- В Нью-Йорке лидеры стран собрались вместе, чтобы оценить прогресс и наметить будущие шаги в глобальном ответе на эпидемию СПИДа, подтвердить текущие обязательства стран и готовность к дальнейшим действиям в противодействии эпидемии.
Одним из последних научных открытий в области ВИЧ было доказательство, что лечение антиретровирусными препаратами предотвращает передачу вируса. Страны, участвовавшие в заседании, представили доказательства снижения числа новых случаев инфекции. Последние данные ЮНЭЙДС ясно показывают устойчивый прогресс в достижении нуля новых инфекций, нуля дискриминации и нуля смертей, связанных со СПИДом, на основе всеобщего доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке.
Успехи реальны, но они все еще хрупки и, главное, не достигли всех нуждающихся. Стигма и дискриминация продолжают оставаться основными препятствиями для доступа к услугам в связи с ВИЧ. Требуются глобальная солидарность и партнерство - особенно сейчас, во времена жесткой экономии бюджетных средств.
- Как Вы можете обрисовать ситуацию с распространением СПИДа на всем постсоветском пространстве? Насколько она хуже или лучше по сравнению с другими регионами мира?
- В отличие от большинства регионов мира, в странах СНГ эпидемия ВИЧ продолжает расти. В этом смысле ситуация может считаться хуже, чем в других регионах. Однако страны бывшего Советского Союза имеют замечательные сильные стороны, которые могут повернуть вспять нынешнюю тенденцию: высокий уровень образования населения, сильные медицинские исследования и высококвалифицированные специалисты здравоохранения, развитая система отчетности и мониторинга заболеваемости.
Нужно особо отметить успехи стран этого региона в обеспечении мер по профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку, что обеспечивает рождение здоровых детей. Ими охвачено более 90 процентов инфицированных беременных женщин. Это самый высокий показатель в мире!
Но региону необходимо значительно увеличить масштабы мер профилактики, особенно в отношении групп с повышенным риском инфицирования, в частности, потребителей инъекционных наркотиков. По оценкам, менее 10 процентов потребителей инъекционных наркотиков в регионе имеют доступ к соответствующим программам снижения вреда. Я уверен, что как только доступ к профилактике для этих групп населения будет существенно расширен, этот регион развернет эпидемию вспять так же быстро, если не быстрее, чем другие.
- По Вашим оценкам, где в СНГ наиболее критичная ситуация и почему? Какие группы населения Вы считаете наиболее подверженными опасности заражения и что должны делать правительства для сокращения групп риска? Какие меры в этом отношении могут быть приняты мировым сообществом?
- Россия, Украина и Эстония - наиболее пострадавшие страны в регионе, причем основной движущей силой эпидемии в них остается потребление инъекционных наркотиков. Однако мы также видим, что в этих трех странах растет количество случаев передачи ВИЧ половым путем.
Для эффективной борьбы с эпидемией правительствам необходимо приоритетно направить бюджетные средства на профилактику в среде групп с самым высоким риском заражения. Это потребители инъекционных наркотиков и их партнеры, мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами, работники секс-бизнеса и их клиенты, а также заключенные.
Кроме того, профилактические мероприятия должны быть расширены на миллионы мигрантов, которые подвергаются риску заражения.
ЮНЭЙДС и ее соучредители, агентства ООН, предоставляют поддержку многим странам региона. На Европейской конференции по вопросам ВИЧ, которая состоялась в Таллинне, были рассмотрены механизмы европейского сотрудничества. Ожидается, что более тесное взаимодействие и согласованная политика в Европе могут дать значительные результаты.
- Как работает программа ООН по борьбе с эпидемией СПИДа в странах СНГ и государствах Балтии? Какая поддержка необходима со стороны руководителей государств для сокращения эпидемии на своей территории и у ближайших соседей?
- Региональное бюро ЮНЭЙДС в Европе и Центральной Азии находится в Москве и работает более чем в 20 странах региона в рамках совместных программ с другими агентствами ООН, ее соучредителями. Финансовые вложения ООН минимальны, но мы оказываем критически необходимую поддержку правительствам и организациям гражданского общества в разработке эффективных и целенаправленных программ.
Российское руководство играет огромную роль в успешном ответе на эпидемию во всем регионе. Мы все помним саммит “большой восьмерки” в Санкт-Петербурге в 2006 году, который дал толчок серьезным мерам по борьбе со СПИДом в России и во всем регионе - и результат налицо.
Я имею честь быть сопредседателем Европейского форума по шестой Цели развития тысячелетия (победа над туберкулезом и ВИЧ), который состоится в Москве в октябре этого года.
- Общемировую локализацию эпидемии СПИДа можно прогнозировать или это трудноуправляемый процесс? Что ждет человечество в ближайшие 10 лет?
- Мир сможет победить эпидемию ВИЧ лишь в случае всеобщего активного участия, в случае если лидеры всех стран по-прежнему будут понимать важность своих обязательств, если в каждой стране финансовые ресурсы будут мобилизованы для обеспечения всеобщего доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке.
Мы сможем победить эпидемию в ближайшие 10 лет, только если все правительства поймут, что человек и его права должны быть в центре внимания, что стигма и дискриминация должны снижаться, что люди, живущие с ВИЧ, должны иметь такие же возможности для нормальной жизни, как и другие граждане. Если нормативно-правовые препятствия, мешающие людям из групп высокого риска получать доступ к профилактике и лечению, будут отменены.
Борьба с ВИЧ показала нам, что наибольший прогресс достигается там, где организации гражданского общества и объединения людей, живущих с ВИЧ, в полной мере участвуют в разработке стратегий и их реализации. Улучшение здоровья достигается тогда, когда общество принимает и заботится о своих гражданах из различных групп населения, когда люди - активные строители своего здоровья, а не “объекты” в руках медицины, когда национальная и международная солидарность, воплощенная в Глобальном фонде по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией, мобилизована.
Борьба с ВИЧ является великим уроком силы демократии, прав и свобод. Если это движение продолжит развиваться в ближайшие десять лет, мы не сможем проиграть СПИДу. |