Марина Селина, “РИА Новости”
9 июня на заседании президиума правительства РФ был рассмотрен законопроект об ответственности чиновников за некачественную работу с гражданами. Этот законопроект в апреле внес в Госдуму президент Дмитрий Медведев
На заседании премьер-министр Владимир Путин напомнил о том, что ждет чиновников за нерадивое отношение к работе с гражданами. Сотрудники госорганов, которые нарушают порядок предоставления государственных услуг, попадут под административную ответственность.
В частности, чиновнику придется заплатить штраф из собственного кармана, если он будет требовать с гражданина документы или плату, не предусмотренные регламентом. Кроме того, госслужащий будет наказан за необоснованный отказ в приеме документов и временные бюрократические проволочки. Штрафы за такие нарушения составят от 3 до 5 тысяч рублей.
Будет введено специальное понятие - административная жалоба. Сегодня любые жалобы на чиновников, вне зависимости от уровня их объективности, рассматриваются в едином порядке. По закону чиновникам дается не более 30 дней на реагирование. Теперь будет выделена специальная категория жалоб - на решения органов государственной власти и местного самоуправления. На рассмотрение таких жалоб будет отведено не более 10 дней. За несоблюдение сроков и отказ в регистрации административной жалобы предусмотрен штраф от 10 до 30 тысяч рублей.
Эксперты сомневаются в эффективности введения штрафных санкций для чиновников и особой категории жалоб. “Штрафы и жалобы сами по себе не исправят чиновников. Необходимо в первую очередь менять психологию госслужащих”, - сказал “РИА Новости” заместитель гендиректора фонда “Центр политических технологий” Алексей Макаркин.
“Исторически в России так сложилось, что чиновники существуют независимо от населения. Они воспринимают людей, как раздражающий фактор, который им мешает работать”, - подчеркивает он.
Впрочем, по мнению экс-замминистра труда и занятости населения РФ, доцента кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ Павла Кудюкина, не исключено, что штрафные санкции все-таки могут быть эффективны. “С посетителями органов власти работают, как правило, чиновники не высшего эшелона. У них небольшая зарплата, и штрафы в несколько тысяч рублей для них будут существенными”, - сказал он в беседе с корреспондентом “РИА Новости”.
Фиксированные цены
В работе чиновников произойдут и другие изменения. Как сообщил Владимир Путин, уже к 1 сентября 2011 года в Интернете появятся расценки на услуги госслужаших.
“Расценки на услуги должны быть определены и вывешены на едином портале государственных и муниципальных услуг, а также на сайтах организаций”, - пояснил премьер. По его словам, плата будет взиматься только на основании Налогового кодекса или перечня платных услуг, утвержденных правительством. Все остальное будет вне закона.
Как поясняет Павел Кудюкин, информация о расценках на услуги госслужащих есть и сейчас. Но она существует разрозненно - по многочисленным нормативным актам. “Вызывает беспокойство то, по каким критериям будут определяться расценки перед тем, как их систематизируют. Есть опасность, что в результате они могут оказаться несправедливо завышенными. Граждане и без того оплачивают расходы на чиновников в качестве налогов”, - говорит эксперт.
Перспективы исправления
чиновников
К июлю 2012 года в каждом ведомстве должна быть завершена разработка административных регламентов, а к концу 2015 года, по словам Владимира Путина, в России планируется открыть около 2,5 тысячи многопрофильных центров, действующих по “принципу одного окна”. В перспективе такие центры должны быть созданы во всех муниципалитетах, пояснил премьер.
Но эксперты уверены, что до стандартов, которые действуют во многих зарубежных странах, свободных от излишней бюрократии, нам еще далеко. И россиянам просто так легкое общение с чиновниками не дастся.
Однако разобраться гражданам не всегда просто. До многих населенных пунктов в России Интернет еще даже не дошел. По мнению Алексея Макаркина, есть и другой аспект - чиновник тоже должен быть мотивирован, один только метод кнута не поможет.
“Необходимо вырабатывать у чиновника отношение к человеку как к клиенту. В советское время продавцы отвратительно вели себя с покупателями, процветали грубость и хамство. Но пришла рыночная экономика, и ситуация начала меняться. Чиновника вряд ли стоит мотивировать процентами за доброжелательное отношение к людям, но, например, продвижение по службе могло бы быть эффективным инструментом создания совершенно иного типа госслужащего”, - рассказывает Макаркин. |