|
Юлиана Жихорь
Бюджет Казахстана бьет рекорды - первый квартал закончен с профицитом в 23,2 миллиарда тенге. Больше всего в казну родины поступило, как этого и следовало ожидать, доходов за использование природных ресурсов - были перечислены штрафы за нарушение природоохранного законодательства по Кызылординской и Западно-Казахстанской областям. Радует и то, что народ начал легализовывать заработную плату - сборы индивидуального подоходного налога превысили план на 13,4 процента
В правительстве говорят, что этому помогла не только легализация доходов, но и постепенное снижение уровня безработицы. Так, если в первом квартале 2006 года этот показатель составлял 8,2 процента, в прошлом году - 7,7, то в первые три месяца года нынешнего безработица составила 6,9 процента. Кроме того, растет и средняя заработная плата - ее уровень, по данным Минэкономики, составил 54 534 тенге (за год она поднялась на 9 тысяч). Глава Минфина Болат Жамишев подтвердил слова коллеги-экономиста, заявив, что рост ИПН связан с “увеличением фонда заработной платы по республике за январь текущего года к соответствующему периоду 2007 года на 23,8 процента, среднемесячной номинальной заработной платы - на 19,1 процента”.
Как бы то ни было, но налоговые поступления в прошедшем квартале весьма впечатляют. Так, корпоративного подоходного налога собрали на 6 процентов больше нормы. Как пояснил Жамишев, это связано с тем, что увеличилось количество средств, размещенных на депозитах юридическими лицами: “Соответственно растет выплата банками вознаграждений по данным размещенным средствам, что, в свою очередь, приводит к увеличению удержания КПН у источника выплаты”.
Кроме того, население стало больше платить налогов на имущество, транспортные средства и земельный налог.
А вот НДС не досчитались почти на четверть, равно как и налога на международную торговлю и внешние операции. По словам главы Минфина, большую роль в этом сыграло снижение объемов импорта ТОО “ТШО” и Аджип ККО.
Эти налоговые недопоступления полностью компенсировались неналоговыми. Наибольшую лепту внесли поступления от продажи финансовых активов государства - 2 миллиарда тенге. Правда, если смотреть на общегодовой расклад, то оказывается, что было продано всего 4 процента от запланированного.
Почти на 150 миллионов оказались более продуктивными государственные предприятия. Кроме того, в бюджет поступили дивиденды за прошлый год - 420 миллионов тенге. Ну и не следует забывать, что масса госсобственности находится в аренде, что также приносит неплохой доход.
На фоне всеобщего роста доходности черным пятном выделяются неплательщики. Например, таможня, которая недоплатила в бюджет более 20 запланированных процентов: неисполнение таможенных платежей и налогов составило 34 532,4 миллиона. И это при том, что за первый квартал этого года, по оперативным данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот страны без учета неорганизованной торговли вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 40 процентов.
Что касается расходов госбюджета, то здесь почти по всем статьям “недоосвоение”. План был выполнен лишь по части приобретения государством финансовых активов в таких отраслях, как государственные услуги общего характера, образование, ЖКХ, сельское, лесное, водное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения.
Да и финансовых нарушений в этом году ничуть не меньше, чем в прошлом. Всего Комитетом финансового контроля и государственных закупок Минфина выявлено финансовых нарушений на сумму 15 605,8 миллиона тенге. В том числе неэффективного использования бюджетных средств и активов государства - на 6 миллиардов и необоснованного использования бюджета - на 5,4 миллиарда. Почти в 10 миллиардов государству обошлись бухгалтерские махинации и бюджетные кредиты.
Уже сейчас в бюджет возвращено 2,1 миллиарда тенге, еще 7,8 миллиарда расследуются.
Пострадали же за столь нерадивое отношение к казенным деньгам 274 должностных лица - они оштрафованы на сумму 5,5 миллиона тенге. 963 работника привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 20 освобождены от занимаемых должностей. Насколько столь мягкое отношение к махинаторам-чиновникам соответствует объявленной борьбе с коррупцией? Или, может, компетентные органы считают, что сажать у нас нужно исключительно за доказанные взятки со стороны, а не за недобросовестное отношение к государственной казне?
Астана |