Анна Курская, обозреватель “РИА Новости”
Только борьбой с незаконным оборотом наркотиков победить наркоманию в мире не удается. Это давно очевидно. Международное сообщество на одной из сессий ООН в 2009 году пришло к совместному решению, что теперь основным направлением борьбы должны стать профилактика и реабилитация.
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, сейчас в стране официально зарегистрировано 650 тысяч наркоманов. По экспертным оценкам, на самом деле цифра достигает 2,5 миллиона человек. Подавляющее большинство потребителей наркотиков и больных наркоманией - подростки и молодежь от 18 до 28-30 лет
Спасти общество от наркомании может комплексная система профилактики наркомании в обществе, так называемый “социальный прессинг”, считает главный нарколог Минздравсоцразвития России Евгений Брюн.
Первый уровень социального прессинга предусматривает просветительскую работу с родителями по воспитанию детей. Второй уровень - тестирование и раннее выявление употребления наркотиков в школах и вузах, определение групп риска.
“Никаких поражений в правах подростков не будет. С каждым мы будем разбирать ситуацию - почему он употребляет наркотики”, - подчеркнул главный нарколог на пресс-конференции в Москве.
Третий уровень социального прессинга должен мотивировать подростка, употребляющего наркотики, на участие в лечебных программах, ту или иную степень регистрации и профилактическое наблюдение в медицинских учреждениях.
Четвертый уровень, по словам Брюна, имеет отношение уже к криминалу. Он будет осуществляться в виде лечения для наркоманов-правонарушителей, а также, как говорили в царской России, “гласного жандармского надзора”. Последняя, минимальная по численности группа наркоманов, совершающих преступления, будет по приговору суда отбывать сроки в исправительно-трудовых учреждениях с возможностью лечения.
В ближайшее время будет опубликован приказ Минздравсоцразвития о двухэтапном тестировании школьников на употребление наркотиков, начиная с 13 лет.
Первый опыт тестирования студентов вуза на употребление наркотиков у Минздрава появился еще в 2001 году. “Из 2 тысяч студентов мы выявили тогда 12 человек. Мы пользовались обычными тест-полосками, которые перехватывают всего несколько дней, поэтому эффективность оказалось небольшой, но что-то мы выявили, с этими ребятами повидались. Естественно, их не выгоняли из института, они продолжали учиться. Потом их отслеживали - они прекратили прием наркотиков”, - рассказывает главный нарколог Минздравсоцразвития.
Методику дорабатывали в течение нескольких лет, после чего была проведена вторая попытка тестирования студентов. “Нас пригласил ректор одного элитного института, где от передозировки погиб студент, и сказал: “Протестируйте всех, тотально. Начинайте с меня”. Мы избрали новую разработанную нами методику, искали уже не наркотики, а антитела к ним, и выявили 15 процентов численного состава студентов как потребителей наркотиков. С каждым из них мы встретились, поговорили. Через год снова всех тотально проверили. Стало только 2 процента. Такова эффективность тестирования и профилактической работы на сегодняшний день”, - подчеркнул Брюн.
“Нам часто задают вопрос, будем ли мы ставить потребителей наркотиков на учет? Могут ли они как-то социально пострадать? - говорит Евгений Брюн. - Сразу отвечаю: нет, этого быть не может”.
“Мы выделяем три группы людей: есть больные, есть употребляющие наркотики и алкоголь с вредными последствиями - этих людей мы регистрируем как заболевших. И есть потребители наркотиков или злоупотребляющие алкоголем, которым не ставят диагноз. В отношении этих людей проводятся профилактические мероприятия, и никакой регистрации, никакого учета не происходит”, - пояснил главный нарколог.
Информация, полученная при тестировании о потребителях, будет сообщаться родителям и студенту.
По мнению эксперта, на внедрение программы по добровольному тестированию школьников уйдет года два. “Если ситуация не стабилизируется и не будет улучшаться, тогда будем переходить на обязательное тестирование в школах”, - подытожил Брюн. |