Мария Селиванова, экономический обозреватель “РИА Новости”
Число рынков в Москве существенно сократится. Сначала власти города 17 мая закрыли крупный рынок у метро “Пражская”. Претензии к этой торговой точке были у Роспотребнадзора и МЧС. А в ближайшее время, как рассказал руководитель столичного департамента торговли и услуг Михаил Орлов, планируется закрыть и крупнейший вещевой рынок на территории спорткомплекса “Лужники”. Эта мера изменит облик города. При этом москвичам придется искать новые торговые точки и тратить на покупки больше денег
Торгово-ярмарочный комплекс в “Лужниках”, согласно постановлению столичного правительства, функционирует с 2003 года. По словам Михаила Орлова, ликвидация рынка позволит разгрузить съезд с Третьего транспортного кольца. Также его закрытие позволит устранить нарушения в сфере земельного и миграционного законодательства, санитарных и противопожарных норм.
Торговцы уже вывозят товар, хотя официальных документов о закрытии рынка они не видели. В “Лужниках” размещались 2,5 тысячи лотков, 550 мобильных торговых объектов и столько же складов-контейнеров.
Продуктовые и промтоварные рынки массово открывались в стране в 90-е годы, когда стояла задача ликвидировать дефицит, накормить людей и обеспечить их продуктами и товарами первой необходимости. Многочисленные торговые сети еще не появились, а торговать собственными продуктами или привезенными “челноками” товарами в советских магазинах было невозможно.
Закрытие продуктовых и промтоварных рынков теперь - это не собственная инициатива московского правительства, а требование закона, пояснил “РИА Новости” председатель комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов.
Федеральный закон “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, который действует с 2006 года, предписывает перевести универсальные ярмарки в “объекты капитального строительства” к 1 января 2012 года, а продуктовые рынки - к 1 января 2015 года. То есть россыпи киосков и прилавков не будет.
К 2011 году в российской столице насчитывалось 80 рынков, включая ярмарки выходного дня. К 2015 году их число должно уменьшиться в два раза. Между тем торговля на рынках, по данным Мосгорстата, составляет примерно 20 процентов всего оборота розничной торговли Москвы.
Рынки для многих жителей столицы были достойной заменой крупных торговых центров. Особенно востребованы они были в тех районах, где магазинов было явно недостаточно, и жителям было проще зайти на рынок, чем ехать в крупный молл. Тем более что нехватка торговых площадей в России вообще и в столице в частности существует давно.
Частично компенсировать ликвидацию продуктовых рынков должны 125 ярмарок выходного дня, которые в июле будут открыты во всех районах столицы. Власти надеются таким образом открыть столичный рынок непосредственно для производителей. Расходы по обустройству ярмарок город возьмет на себя. Торговцам не придется платить за аренду торгового места на таких ярмарках.
Но могут ли торговые центры и различные “объекты капитального строительства” стать альтернативой привычным рынкам рядом со станциями метро и в других “бойких” местах?
С одной стороны, сложно не согласиться со столичными властями: рынки в столице - это пережиток 90-х. Они портят облик города. Там нередко нарушаются миграционные, санитарные, противопожарные правила. Кроме того, качество товара подчас оставляет желать много лучшего (правда, и в крупных магазинах оно часто весьма сомнительное), а торговля часто ведется без чеков, торговцы не платят налогов, зато платят различные коррупционные поборы.
С другой стороны, рынки подчас выполняли функцию магазинов шаговой доступности: они располагались в “проходных” местах и позволяли быстро совершить разнообразные покупки без необходимости поездки в крупный молл.
В небольших павильонах на рынке можно было купить продукцию производителей, которая не попадает в сетевые супермаркеты.
Некоторые импортные товары также можно было найти только на рынках. К примеру, для поклонников колбасы или молочных продуктов из Белоруссии поход в большой продуктовый магазин в Москве смысла не имеет. Картошку с Украины и мясистые помидоры из Азербайджана в супермаркете тоже не найти.
По всей видимости, ликвидация рынков заставит горожан тратить больше времени и денег на покупку продуктов и промтоваров, а часть продукции сделает для них просто недоступной. Отечественные мелкие производители будут вынуждены торговать лишь по выходным. В выигрыше окажутся лишь торговые сети: количество конкурентов сократится, число покупателей, а значит, и выручка - увеличатся. |