ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Юрий Рощин: миграционная политика в России ситуационная Исследования

Юрий Рощин работал в сфере трудовой миграции с 1950-х годов, был начальником Главного управления переселения и оргнабора при Совете Министров РСФСР, замминистра труда России. После создания Федеральной миграционной службы РФ занял пост первого заместителя ее руководителя

- В чем состояла задача миграционной политики в СССР?
alt
- В перераспределении трудовых ресурсов в соответствии с размещением производительных сил. То есть существовал план, вся миграция управлялась. Создается нефтегазовый комплекс - едет народ. Нужны колхозу люди - перевозим семьи. До войны таким образом переселили свыше 50 миллионов человек. Мы без этого бы экономику не создали, Сибирь и Дальний Восток не освоили бы.
- Как практически это происходило?
- По объявлению: на такой-то стройке или предприятии нужны руки. Заключали договор на сезон или на три года. На сезон - лесосплав, зимние лесозаготовки, рыбная путина. Стройка - на год или три. В договоре было прописано, что государство бесплатно перевозит, дает подъемные. Если человек одинокий, он получал общежитие, если семейный - комнату. И самое главное - его должны были обучить профессии. У нас 50 процентов кадров готовили на предприятиях помимо техникумов и ПТУ. Через три года человек мог перезаключить договор или уехать к себе домой бесплатно.
По оргнабору мы перемещали не менее 40-50 тысяч человек в год на большие стройки. Скажем, начали мы строить в 1960-е годы нефтепроводы, для них нужны были трубы большого объема. Решили срочно в течение года построить трубопрокатный цех на металлургическом заводе в Таганроге. Мне сказали: подай три тысячи рабочих. Я их подал через год! Люди ехали, потому что были льготы. Например, поясные коэффициенты: чем дальше от Москвы, тем больше зарплата. В Москве коэффициент - единица, в Западной Сибири - 1,3, на Дальнем Востоке - 1,5 и так далее, до двух. В Магаданской области зарплата бульдозериста была 700 рублей, как у союзного министра. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс за 15 лет укомплектовали кадрами. В 1970-м в Ханты-Мансийском национальном округе население составляло 400 тысяч человек, а в 1987-м - уже свыше миллиона, в Ямало-Ненецком, соответственно, население увеличилось в несколько раз. Просто объявили коэффициент 1,7 плюс северная надбавка, и люди сами приезжали без всякого оргнабора.
- Отмечались ли межнациональные напряжения, связанные с трудовой миграцией? Например, шабашники, чеченские бригады?
- Действительно, в 1970-1980-е фигурировало понятие “шабашник”, оно несло негативную оценку. На самом деле это были сезонные строительные рабочие, труженики, которым нужно кормить семью. Три группы населения этим занимались. Первая - ребята-инженеры во время отпуска работали на селе, на строительстве с рассвета до ночи, а не по трудовому законодательству. Строительством на селе в то время руководили Минсельхоз и Министерство сельского строительства, но они не справлялись с объемом работ. Вторая группа - студенческие отряды на тех же условиях. Мой сын, когда был студентом, заработал на строительстве коровника 900 рублей за два месяца. А я был тогда заместителем Госкомитета по трудовым ресурсам, и у меня была зарплата 400 рублей. Третья группа - Кавказ: армяне, чеченцы, ингуши. Там была высокая безработица: 27 процентов трудоспособного населения Чечни было не занято, а в целом по России - только 7 процентов. Каждый летний сезон выезжали на работу 25 тысяч человек.
- Были какие-то столкновения на межнациональной почве?
- Не было. Наоборот, в колхозе были благодарны - им за два месяца строили коровник.
- Что изменилось в миграционной сфере с распадом Союза?
- Пошел обвальный поток мигрантов. Первые, кого я принимал как замминистра труда в 1989 году, - 13 тысяч турок-месхетинцев из Ферганы. Мы обязали колхозы и совхозы семи российских областей принять их на работу и размещать в домах культуры. А в 1990-м - 90 тысяч из Баку. Я получил право закрыть 58 подмосковных домов отдыха и санаториев, в том числе и правительственных. Звонят, допустим, из Внуково: сел самолет, 200 человек из Баку. Людей привозят... плач, все полураздетые, кормлю их, размещаю в зале - кроватей не было, одни матрасы. Психологи с ними работают. “Юрий Васильевич, мы же люди! Я в Баку имела трехкомнатную квартиру!” Истерика. Нужно было находить какие-то слова. У нас в то время девять миллионов россиян были в очереди на жилье. Говорил: строим, принимаем меры. Рассказывал, что это обвал, трагедия для страны. У меня были сутки-двое на то, чтобы решить, в какой санаторий их направить. Они там бесплатно жили, бесплатно питались, все как положено.
В 1992 году была создана Федеральная миграционная служба, начали принимать законы, в том числе “О беженцах” и Закон “О вынужденных переселенцах”. Понятие “вынужденный переселенец” я ввел. Беженец - это тот, кто не имел российского гражданства. А вынужденный переселенец - человек, который имел российское гражданство или подал заявление на его получение, до 2000 года любой гражданин бывшего СССР имел на это право.
Две задачи было тогда у миграционной политики - защитить права русских в республиках и не допустить обвального возвращения людей в Россию. Всего приехало миллионов семь. 1 миллионов 400 тысяч, зарегистрированных миграционной службой, мы расселили, остальные устроились сами, у родственников или у знакомых. А всего более 29 миллионов этнических россиян проживали за границей...
- И как с ними обошлись? Уговаривали не ехать?
- Нет, старались защитить их права в республиках. Например, я подписывал совместное постановление с Латвией о помощи беженцам и вынужденным переселенцам - о том, что люди по-прежнему будут владеть своей собственностью, а если кто-то хочет переехать, что им можно то-то и то-то взять с собой. Это давало возможность вывезти разрешенное количество имущества. Одна стиральная машина, один холодильник.
- Эти соглашения соблюдались?
- В общем, да. Но мы не добились, например, от Прибалтики гражданства для этнических россиян. Я был в составе правительственной комиссии по переговорам с Латвией и Эстонией, настаивал на том, чтобы предоставить российское гражданство латышам, проживающим в России, и латвийское - россиянам, проживающим в Латвии. Латвия вроде бы согласилась, но потребовала сначала вывести войска. Мы вывели, и они сразу отказались. В Литве когда-то построили крупный нефтеперерабатывающий завод, остались русские. Мне говорят: “Забирайте всех”. Куда мы заберем? Давайте деньги, говорю, мы построим дома и тогда заберем. Пригласил меня председатель Верховного Совета Литвы Ландсбергис: “Юрий Васильевич, мы маленькая страна, ну что вы!” Я говорю: “У нас тоже проблемы. Завод-то и жилье строил не на ваши деньги, на общие”. Не договорились. В результате все-таки дали деньги, и во Всеволожске, под Петербургом, были построены два дома для переселенцев из Литвы.
- Если сравнивать советскую миграционную политику с российской, что можно сказать?
- Советская миграционная политика была только внутренней - внешняя миграция была незначительна. Политика внутренней миграции была жестко управляемой. Сейчас внутренняя миграция сократилась в два раза, было четыре с лишним миллиона человек - сейчас два (а внутренняя миграция - это маркер экономического развития). Но главное - повернулся ее вектор. Раньше ехали с запада на восток и с юга на север, где мы наращивали население. После распада Союза мы имеем, напротив, отток населения с Дальнего Востока и с севера.
Если говорить о внешней миграции, то после распада Союза это была прежде всего вынужденная миграция. За пределами России оказались 29,5 миллиона россиян, из них 25 миллионов русских. И они хлынули в Россию. Потом этот поток иссяк и началась трудовая миграция в Россию, в том числе нелегальная.
А сейчас миграционная политика у нас, не побоюсь этого слова, ситуационная. Есть проблема - принимаем меры, такой-то или такой-то закон. Но самого главного - концепции государственной миграционной политики - у нас нет, хотя разговор идет десять лет. Что в ней должно быть? Первое - это стратегия. Мы должны признать, что иммиграция нам нужна хотя бы для сокращения убыли населения. Второе - это основные приоритетные задачи и механизмы их решения. Я смотрю на проект концепции, который сейчас разрабатывают, и опять многое остается вне его рамок: и внутренняя миграция, и вопрос ассимиляции иностранцев, и эмиграция, которая приобретает очень нехорошие масштабы.
Материал подготовлен редакцией газеты “Московские новости” в рамках совместного проекта с “РИА Новости” - “20 лет без СССР”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение