Мария Селиванова, экономический обозреватель “РИА Новости”
Чиновникам грозит наказание за предоставление гражданам некачественных услуг. Наказание в виде штрафа. Необходимые поправки в законодательство подготовило Минэкономразвития РФ. В ближайшие недели они будут рассмотрены правительством. Введение штрафа для нерадивых чиновников - лишь один из пунктов, который должен улучшить качество предоставления госуслуг
Сейчас наказать чиновника рублем практически невозможно. В законе, который регулирует взаимоотношения госслужащих и граждан, не прописана процедура рассмотрения претензий. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП) не содержит санкций для чиновников, нарушивших права обращающихся к ним людей. В итоге, по оценкам Минэкономразвития, из-за нерадивых и жадных госслужащих россияне теряют до 4,5 миллиарда рублей ежегодно. Граждане страдают от очередей, неформальных платежей и несоблюдения сроков предоставления услуг (например, выдачи различных разрешений, справок). Требование взятки в той или иной форме и необходимость предоставления дополнительных документов - также не редкость. Предлагается поправить КОАП и начать привлекать чиновников к административной ответственности за ненадлежащее предоставление госуслуг.
В частности, требование лишних документов, информации, платы, несоблюдение процедуры и срока оказания услуг, нарушение административных регламентов, неправомерный отказ в удовлетворении претензии обойдутся чиновнику в 3-5 тысяч рублей. Отказ зарегистрировать жалобу или затягивание сроков ее рассмотрения опустошит его кошелек на 10-30 тысяч рублей.
Подать жалобу, как планируется, будет просто. Достаточно, например, позвонить по единому телефону доверия, написать на сайт ведомства или оставить информацию на едином портале госуслуг. На рассмотрение претензии закон отведет 15 дней. А решение по жалобе будет опубликовано в Интернете.
Для сравнения: сейчас жалобы граждан рассматриваются в общем порядке, вместе с другими обращениями, и получить своевременную помощь оказывается почти невозможно. Жалоба переадресовывается в нижестоящие инстанции. При этом должностное лицо не несет никакой ответственности за формальный ответ или вообще игнорирование обращения.
Сейчас не существует никакой ответственности чиновников, но введение штрафов позволит улучшить качество их работы, считает вице-президент “ОПОРЫ России” Владислав Корочкин.
“Штрафы заставят чиновников более внимательно относиться к посетителям, - надеется он. - Чиновники, может быть, даже взяток не берут, но достаточно высокомерно относятся к посетителям: не как к клиентам, на деньги которых они существуют, а как к чему-то второсортному”.
А вот предлагаемый размер штрафов бизнес считает недостаточным.
“Штраф в три-пять тысяч рублей - это мизер, - возмущен председатель “Деловой России” Борис Титов. - Сегодня у чиновника нормальная зарплата превышает сто тысяч рублей. Штрафы должны быть кратны заработной плате, то есть в разы ее превышать, и только тогда эта мера будет действовать”.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин полагает, что программа повышения качества госуслуг требует целого ряда мер как репрессивного плана (к которому относятся штрафы), так и мер, направленных на борьбу с коррупцией. В частности, необходимо обязать чиновников раскрывать информацию не только о доходах, но и о расходах, а также проверять достоверность этих данных. В конечном итоге заставить хорошо работать бюрократов могут только сами граждане. Если граждане не будут лениться жаловаться на то, что чиновники их плохо обслужили, закон заработает. |