|
Алан Байтенов
Как мы уже сообщали в прошлом номере, на прошлой неделе Казахстан посетил президент корпорации “Майкрософт” по регионам Центральной и Восточной Европы Вахе Торросян. Целью его визита стало проведение Инновационного форума в столице республики. На следующий день, уже в Алматы, состоялся круглый стол, где было организовано общение с прессой. По мнению Вахе Торросяна, Казахстан является очень важной страной для регионов Восточной и Центральной Европы и для компании “Майкрософт” в целом. Так, по последним данным, Казахстан занимает второе место по темпам роста рынка IT после России. Кроме того, если говорить об Азии в целом, то общий ВВП Центральной и Восточной Европы равен ВВП Китая. Что также является немаловажным стимулом работы в Центральной Азии и в Азии в целом
Что же касается самого Казахстана, то Вахе Торросян высоко оценил подход к развитию области IT-индустрии в целом, указав, однако, на некоторые недостатки в области образования. Например, недостаточные производственные возможности вузов, которые сегодня не могут обеспечить спрос рынка труда в сфере IT. Кроме того, господин Торросян поделился опытом работы в своем регионе и в регионе Центральной Азии. Но об этом и другом немного ниже. Итак, вашему вниманию самые интересные, на наш взгляд, вопросы, на которые ответил господин Торросян.
- Отличия работы в Центральной и Восточной Европе и нашем регионе?
- Когда задают вопросы по поводу работы в Азии, то обязательно просят сравнить Азию и Европу. В Азии по сравнению с Европой очень большой творческий и созидательный потенциал, кроме того, есть и предпринимательский дух.
С другой стороны, в Европе есть огромные капиталы, правда, к ним очень тяжело добраться. Второй момент: Центральная Азия и Азия в целом является регионом с зарождающимся рынком. В качестве примера можно привести уровень грамотности. Как правило, в Европе он значительно выше. Правда, на этом фоне выделяется Центральная Азия, возможно, потому что в свое время получила богатое наследие в области физики, химии и математики. Этим она существенно отличается от Азиатского региона в целом.
И еще, что можно отметить: в вашем регионе легче найти технарей, а там, где я работаю, все иначе, там больше бизнесменов, руководителей и маркетологов. Поэтому иногда приходится привозить иностранных специалистов для передачи такого рода знаний.
- Как Вы можете охарактеризовать отношение к образованию в Центральной Азии и в Азии в целом?
- Многие страны сегодня делают ставку на образование. С другой стороны, есть государства, которые говорят об этом, но в то же время не относят это к основным приоритетам. Если взять в качестве примера Россию, страна богата природными ресурсами, но в то же время она также уделяет большое внимание и образованию.
Есть страны, у которых есть природные ресурсы, а есть, у которых нет. Так вот, первым легче инвестировать средства, вырученные от продажи ресурсов, в образование. Так, в результате проведения Инновационного форума видно, что правительство Казахстана двигается в этом направлении, делая ставку на будущие поколения. Но понятно, что этого за один день не сделаешь. И еще немного по этому поводу: если продолжать сравнивать Центральную Азию и Азию в целом, то сейчас и там, и там идет время бума информационных технологий.
Однако ни один университет ни здесь, в Казахстане, ни в любой другой азиатской стране не справляется с его напором, не успевая готовить необходимое количество выпускников. Так, по словам представителя Аагентства информатизации и связи, отечественные вузы в год готовят порядка 1500 специалистов по информационным технологиям. При этом спрос рынка труда составляет 7-8 тысяч специалистов за тот же период.
- Как Вы оцениваете потенциал отечественных программистов и каковы перспективы их выхода на мировые рынки?
- У нас в Казахстане около 400 партнеров, и из них около 50 являются независимыми разработчиками ПО. Что же касается оценки их потенциала, то здесь может быть две точки зрения. С одной стороны, на внешнем рынке просто огромный спрос, и он продолжает расти.
Особенно это касается решений для банковских схем, финансового сектора и сектора розничной торговли. Когда мы видим, с какой скоростью идет развитие во всем мире, становится очевидным, что Казахстану сегодня необходимо развивать качество образования в этой сфере. Потому что грядет повсеместное проникновение широкополосного Интернета в Казахстане, и чем раньше Казахстан сумеет создать базу высококлассных разработчиков web-приложений, которые действительно смогут создавать приложения мирового класса, тем лучше он будет подготовлен к будущему. Нет ничего невозможного.
Например, если взять Google, то его и в помине не было каких-то 10 лет назад, а теперь это полноценный конкурент. И, возможно, завтра кто-нибудь в Казахстане, в Алматы, в Астане или в другом городе создаст что-то новое. Поэтому сегодня необходимо делать ставку на лучшее высшее образование. Например, у тех стран, у которых нет природных богатств, нет другого выбора, как вкладывать в развитие человеческого капитала.
У Казахстана просто огромный потенциал: и природные ресурсы есть, и географически страна выгодно расположена между Европой и Азией, и правительство определяет правильные стратегические приоритеты, и ВВП растет огромными темпами. И вообще складывается впечатление, что в такой ситуации нет никаких проблем. Не изобретайте себе проблемы, а мы, в свою очередь, будем помогать и поддерживать.
- Что делает компания “Майкрософт” для повышения качества образования и представления рабочих мест?
- Наша компания проводит серии программ, основываясь на том, что конкурентоспособность и занятость населения - основные приоритеты любой страны. Фактически существует образовательная сеть, в которой участвует корпорация. Все начинается еще со школьного образования.
Например, мы помогаем учителям, у которых нет по каким-либо причинам навыков компьютерной грамотности. Мы помогаем разрабатывать учебные программы на местном языке. В Казахстане подобная программа реализовывается вот уже на протяжении 3-4 лет. За это время мы успели обучить порядка 5000 учителей, которые, в свою очередь, обучили примерно 120-130 тысяч учеников. Можно с уверенностью сказать, что это поколение имеет более высокий уровень компьютерной грамотности уже со школьной скамьи.
Кроме этого у нас есть и другая программа, например, “Академия “Майкрософт”, предназначенная для работы в области высшего образования. По окончании тренингов мы в сотрудничестве с университетами выдаем сертификаты. И это определенно помогает людям решать вопросы занятости, так как его наличие можно указать в своем резюме при поступлении на работу. Кроме этого у нас есть программы и для более зрелых людей. Для них мы создаем специализированные учебные центры, для того чтобы увеличить их конкурентоспособность на рынке труда. Так, за последние полтора года мы обучили порядка 15 тысяч людей.
- Ваше личное отношение к преследованию учителя в Перми и отношение к охране интеллектуальной собственности?
- Если находишься в стране, которая не уважает, не настаивает на соблюдении прав интеллектуальной собственности, мозги из страны просто утекают, потому что зачем оставаться в той стране, где ты не можешь защитить собственные изобретения?
С одной стороны, есть “Майкрософт”, с другой - есть инициатива правоприменительных мер, которая исходит от правительства и меня лично. То, что произошло, это действия правоохранительных органов. Цель - защита прав интеллектуальной собственности. То есть мы должны точно понимать, что “Майкрософт” не рассылал своих людей для того, чтобы следить в университетах, школах, что и какое программное обеспечение используется на компьютерах. Этот вопрос обсуждался на Инновационном форуме, и эта ситуация реальна везде - и в Казахстане, и в России.
Но в странах с так называемой переходной экономикой на зарождающихся рынках подобное явление более распространено. В связи с этим “Майкрософт” предоставляет школам и вообще учебным заведениям лучший и наиболее дешевый, чаще всего бесплатный доступ к продуктам “Майкрософт”. И причина, почему “Майкрософт” настолько активно отстаивает интересы защиты прав интеллектуальной собственности, заключается в том, что между инновациями и способностями страны в целом и правом интеллектуальной собственности есть очень тесная взаимосвязь. Да и потом, если ты можешь что-то купить очень дешево, то зачем пользоваться незаконными пиратскими версиями?
Я лично придерживаюсь того мнения, что учитель должен воспитывать личным примером. Даже у себя дома я никогда не буду говорить детям: не делай этого - а сам буду это делать. Поэтому если ты учитель, то ты же не можешь сам пользоваться пиратским программным обеспечением, а студентам своим говорить: иди и покупай. Поэтому задача “Майкрософт” предоставить профессорам, преподавателям, учителям, студентам лучшие, наиболее приемлемые условия для них. А все остальное - это уже дело правительства и контрольных органов. Ведь “Майкрософт” - не правительство. |