|
Сергей Варшавчик, обозреватель “РИА Новости”
Экстремизм в Рунете мимикрирует, перемещаясь с отдельных сайтов в форумы, социальные сети и блоги, затрудняя тем самым работу правоохранительным органам РФ. Не хватает силовикам и законодательных механизмов. Об этом шла речь на круглом столе в “РИА Новости”, посвященном проблемам оборота противоправного контента в Интернете
Как отметил представитель управления общественных связей ГУВД Москвы Сергей Гуляев, деятельность надзирающих органов весьма осложняется со стороны web-экстремистов возможностью оперативно и самостоятельно удалить в блоге то или иное высказывание. “И даже если мы находим то или иное высказывание человека, относящееся к ксенофобии или разжиганию национальной розни, очень сложно отследить это и задокументировать”, - посетовал докладчик.
Коллегу поддержал Владимир Форналь, заместитель начальника отдела “К” ГУВД по Московской области, который пожаловался журналистам, что “порой, когда обращение доходит до оперативного подразделения, многих ссылок уже нет и отследить их невозможно”.
По мнению собеседников, ответственность за такой контент должны нести не только пользователи, но и провайдеры, и владельцы сетевых площадок. “Нужно законодательно прописывать санкции для людей, которые регистрируют домены и обслуживают сайты”, - заявил Форналь.
Впрочем, есть и положительный аспект - рунетчики за последний год стали активнее проводить собственные расследования, присылая правоохранителям скриншоты подозрительных страниц. “Очень приятно, что рядовые пользователи стали обращать внимание на такие вещи”, - отметил Гуляев.
Хотя, в целом, можно констатировать, что эпоха “дикого Интернета” в России прошла, и представители Рунета, не дожидаясь судебных или прокурорских предписаний, сами стараются отслеживать и удалять запрещенные материалы. Например, по словам представителя популярной социальной сети “В Контакте” Владислава Цыплухина, за виртуальным порядком следят аж 600 модераторов. Старается держать руку на пульсе и администрация блогосистемы LiveJournal, чья конфликтная комиссия оперативно реагирует на жалобы блогеров, замораживая нехорошие web-дневники. Подобная система функционирует и в рамках еще одного модного в РФ интернет-сообщества - Facebook.
Руководитель центра “Безопасный Интернет” Урван Парфентьев подобную сознательность граждан объясняет тем, что активные националисты в Сети раздражают пользователей, засоряя им привычную среду обитания.
Особенно мощный всплеск жалоб пришелся на конец прошлого года, после событий на Манежной площади. По словам Парфентьева, “детскую порнографию догнала пропаганда насилия. Это, как можно выразиться интернетовским термином, фишка сезона”. Впрочем, эксперт уточнил, что с термином “ксенофобия” у пользователей Интернета часто ассоциируется критика властей разного уровня. Что, как известно, в России не запрещено законодательно, а потому 90 процентов таких сообщений даже не передается в надзорные органы.
Однако стопроцентной гарантии, что экстремистские высказывания не появятся в другом месте Всемирной паутины, никто дать не может. Это как сказочный дракон, у которого на месте отрубленной головы вырастают две новых. В частности, в РФ сейчас можно привлечь к ответственности только администраторов доменов RU и SU, в отличие от международных доменов ORG, BIZ, NET, INFO и COM, которые находятся вне российской юрисдикции.
Достаточно вспомнить хрестоматийный портал “Кавказ-центр”, который с момента своего создания в конце ХХ века активно занимается в Сети пропагандой сепаратизма, религиозного фундаментализма, экстремизма на международных площадках. В разные годы сервер сайта базировался то в Литве, то в Эстонии, то в Швеции, закрываемый после протестов российской стороны и вновь возрождающийся, как Феникс, в другой “гостеприимной” стране.
Один из создателей Рунета журналист Антон Носик и вовсе считает, что борьба с экстремизмом в Интернете бессмысленна и неэффективна, поскольку таких сайтов, на его взгляд, сотни тысяч. “Интернет-страницы, с которыми будут бороться, от этого только выиграют, ведь это повышает их известность. Когда начинают заниматься интернет-ресурсами, то эти сайты сразу попадают в поле внимания прессы, то есть им оказывается неоценимая услуга и большой PR”, - полагает эксперт.
Да и критерии, которыми руководствуются в своей деятельности представители органов, по мнению журналиста, достаточно размыты: “Завтра они могут обнаружить томик Лермонтова - и найти там экстремизм: “Ты трус, ты раб, ты армянин”. Или Пушкина с “презренным евреем”.
Впрочем, как мудро заметил в свое время Салтыков-Щедрин, “при открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются”. |