|
Ирина Гайкалова
Выпускники школ готовятся к Единому национальному тестированию. Уж сколько было сказано и написано про ЕНТ... И, согласитесь, больше плохого, чем хорошего. Потрепанные нервы учеников, учителей и родителей, стрессы, депрессии - вот основной фон ЕНТ, на котором почти незаметна радость тех, кто набрал высокие баллы и обеспечил себе поступление на государственный грант. Казалось бы, что такого страшного и неприятного может быть от завершающего школу экзамена? Почему ЕНТ стало всенародно нелюбимым тестированием? Наконец, почему благое дело - государственные гранты на обучение в вузах - детям надо обретать, пройдя через адовы муки ЕНТ?
Начнем с рассказов тех, кто прошел через ЕНТ. Студенты вспоминают огромные залы, битком набитые людьми, охрану в омоновских формах, заплаканные лица матерей, дрожь в пальцах, жару в аудитории и бесконечный страх за себя, за компьютер, который может нечаянно “зарезать” все усилия сбоем в системе. Дети становятся заложниками системы. “Вы представьте только, что такое ЕНТ, - рассказывает директор одной из школ. - Это почти режимное предприятие. Люди в формах охраняют детей, никого не подпускают к зданию, где все это проходит, на детей кричат. Поэтому нужно готовиться к ЕНТ заранее - морально прежде всего!” Рассказы прошедших через ЕНТ только усугубляют ситуацию - имидж экзамена не повышается. Возникает впечатление, что государственные гранты могут достаться только тем, кто готов морально испытать все унижения и ужас ЕНТ. Напрашивается вывод: значит, многие, кто не выдерживает психологически, показывает и плохие результаты. Почему же на детях продолжают ставить эксперименты? На этот вопрос никто и никогда не отвечает. Кажется, чиновники и сами не знают толком - как, зачем и почему нужно проводить когда-то придуманное кем-то тестирование. Вспомните, что происходило в этом учебном году (2007-2008)! Было сделано заявление, что вводится еще одно тестирование - в вузах. С аргументом: чтобы сделать еще более качественным отбор будущих студентов. То есть еще одно бесчеловечное тестирование уже прошедших ЕНТ детей.
Прошло время и выяснилось, что второе тестирование так и не ввели. Остановились на другом новшестве. В этом году абитуриенты будут сдавать еще один обязательный экзамен в рамках ЕНТ - языковой. Сказано - сделано! В кратчайшие сроки разработаны тесты. Опять же, какого они качества, будет выяснено только опытным путем - после тестов на детях при ЕНТ и возмущенных отзывах родителей и преподавателей. Знакомый учитель казахского языка насчитал больше десятка ошибок и недочетов в тестах по казахскому языку для русскоязычных школ! Но разве такие мелочи могут остановить рвение чиновников “отсеять” худших?
Недавно Министерство образования и науки проинформировало о нюансах ЕНТ нынешнего года. Итак, ЕНТ будет проводиться по пяти предметам: математике, родному языку (язык обучения), истории Казахстана, казахскому языку для школ с русским языком обучения, русскому языку для школ с казахским языком обучения и предмету по выбору. При этом в соответствии с Законом “Об образовании” государственный и русский языки являются обязательными предметами, включаемыми в программу ЕНТ.
ЕНТ проводится с 1 по 10 июня. Количество тестовых заданий по каждому предмету ЕНТ - 25. Всего тестовых заданий - 125. На ЕНТ будет отведено 3 астрономических часа (180 минут). Опять же невозможно оставить без внимания последние пункты.
За три часа сделать 125 тестовых заданий - неужели это нормальная практика? За один час, по логике, нужно сделать 41 с половиной задание. Нет сомнений, детей попытаются к этому подготовить. Школы начинают делать это заранее. Проводятся школьные тестирования, разъясняется тактика сдачи экзамена - когда и что нужно сделать быстрее, а какие задания оставить “на потом” и так далее. Но разве подготовишь ребенка к той стрессовой ситуации, которая ожидает его в кругу незнакомых людей под оком видеокамер, невежливых экзаменаторов, охраны - то есть всей недоброй обстановки настоящего ЕНТ?
ЕНТ много раз критиковали, но никогда не отменяли. Даже после скандала с куплей-продажей готовых тестовых ответов. Складывается впечатление, что чиновники видят в ЕНТ спасение от всех бед образования, пытаются решить все проблемы одним-единственным тестированием. Нехватка преподавательских кадров, плохие методики, некачественные учебники, переполненные школы, провал дошкольного образования - на решение этих проблем нужно направить усилия, а не пытаться с помощью тестирования отсеять худших и найти плохие школы (а зачем их искать, если они и так всем известны?).
Другой благой аргумент в пользу ЕНТ - борьба с коррупцией - тоже разбился о рифы действительности. Продажа тестовых заданий только подтвердила опасения об имеющихся вариантах манипуляций в рамках ЕНТ. И никто теперь не сможет разубедить нас в обратном. |