О каком статусе учителя можно говорить, если государство видит в нем своего безмолвного, бесправного и безликого исполнителя
Назад в прошлое
Новый Закон “Об образовании” имеет беспрецедентную главу под названием “Статус педагогического работника”. Как заявлялось с высоких трибун, теперь-то уж престиж и значимость школьных педагогов подняты до небывалых высот. Однако - намерения, как всегда, далеки от реальности. Даже законно закрепленные
Последнее событие наиболее ярко демонстрирует отношение к педагогам со стороны государства. Как рассказали знакомые учителя, работникам школ пришлось в “добровольно-принудительном” порядке выступать в качестве массовки на пути прохождения олимпийского огня в Алматы. Задача, конечно, почетная - нет слов. Возможно, многие из учителей захотели бы посмотреть на шествие и помахать флажками. Однако желания учителей в этом вопросе никак не учитывались. Власть на местах действует в этом случае по старой советской проверенной схеме - в приказном порядке отправляет госслужащих изображать массовое веселье. Как расценивать такие приказы? О каком статусе учителя можно говорить, если государство видит в нем своего безмолвного, бесправного и безликого исполнителя. Теперь к тому же такие приказы идут в нарушение нового Закона “Об образовании”. Позволим себе процитировать красивую фразу из этого закона: “Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанным с выполнением ими своих профессиональных обязанностей”.
В чем же состоят эти обязанности? В этой же статье они подробно расписаны. Обучать детей, воспитывать в духе высокой нравственности, проходить аттестацию и многое другое, но... нет ни одного пункта, где было бы сказано, что педагог обязан махать флажками на демонстрациях, изображать радость при виде олимпийского огня, работать на участках при выборах депутатов, убирать улицы на субботниках и заниматься другой массовой работой. Все виды работ, которые для остальных граждан являются добровольными, для учителей всегда являются обязательными. Как видим, даже законы не мешают государству по-своему расценивать статус педагогического работника. Учитель был и остается вечным волонтером. А это означает еще и то, что ни о какой доплате за волонтерство, конечно же, речи быть не может.
При этом мы требуем от бесправного исполнителя воспитания “в духе высокой нравственности”, патриотизма, уважения чести и достоинства обучающихся. Простите, но эти требования кажутся смешными на фоне имеющегося отношения к преподавателям: как же быть с честью и достоинством обучающего?
Олимпийский огонь в Казахстане - прекрасное событие, важное, красивое. Но для тех, кто в принудительном порядке изображает радость, оно явно теряет всю свою привлекательность. В этом ракурсе мероприятие живо напоминает минувшее: 1 Мая, праздник Ноября, трибуны, флаги и... добровольно-принудительные демонстранты, состоящие, кстати, из тех же учителей и учеников.
Времена изменились, а учителя так же ходят на демонстрации. Только теперь у них нет того реального (а не “бумажного”) статуса, который был в СССР.
Каков вывод? Отношение государства к учителям, как к марионеткам, порождает и все остальные проблемы: престиж учителя в глазах ученика не повышается, в глазах общества - тоже. Статус учителя может быть сколь угодно раз закреплен законодательно, выделен большими буквами и “жирным” шрифтом, но пока он не будет обретен в действительности, можно считать эти слова пустым звуком. |