Санобар Шерматова, политолог, член Экспертного совета “РИА Новости”
Некоторые события уходящего года способны в будущем году круто изменить “картину мира” в регионе. Первым в списке по значимости стоит решение о выводе международных сил из Афганистана. Просчитать последствия ухода западной коалиции для самого Афганистана и приграничных центральноазиатских государств сейчас сложно. Неясна сама стратегия ухода западной коалиции, выбор которой способен изменить баланс сил в Центральной Азии
Еще более непредсказуемо поведение афганских политических групп как в процессе, так и после ухода коалиции. Приграничные государства (Таджикистан и Узбекистан) могут снова, как когда-то, оказаться вовлечены во внутриафганский конфликт в случае возобновления там междоусобной войны. Таджикистан в разные годы с разной интенсивностью поддерживал борьбу этнических таджиков против талибов. А Узбекистан, оказывая помощь этническому узбеку генералу Дустуму, сохранял у своих границ свободную от талибов буферную зону безопасности.
Хотя доминирующая в регионе российская роль в сфере безопасности может быть поставлена под вопрос, если, к примеру, США планируют в той или иной форме сохранить военное присутствие в Центральной Азии уже после ухода из Афганистана. В начале прошлого года нужда в российской помощи заставила США и Североатлантический альянс менять подходы к сотрудничеству с Москвой. Россия включилась в северную сеть поставок, дала согласие на сохранение американских военных в киргизском Манасе. Что теперь произойдет с хорошо зарекомендовавшей себя в последний год российско-американской кооперацией по Афганистану, задающей тон в двусторонних отношениях, если баланс сил в Центральной Азии резко изменится? Нетрудно предсказать, что усиление в регионе американских военных после вывода войск из Афганистана запустит соперничество двух держав со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Под “афганским углом” следует оценивать перспективы российско-таджикского взаимодействия в области безопасности. К примеру, российские дипломаты уже заявили о готовности рассмотреть возможные варианты возврата пограничников РФ к рубежам на Пяндже при запросе со стороны Таджикистана. Но Душанбе дал понять, что ожидает не иностранных пограничников, а финансовой помощи, и как можно больше, для укрепления своих границ. Так или иначе, в наступающем году российское военное присутствие в Таджикистане обязательно окажется в центре переговоров дипломатов и военных двух стран.
В дипломатических кулуарах не исключают, что Душанбе выдвигает дополнительные требования о выдаче проживающих в России граждан Таджикистана, подозреваемых в террористической деятельности. Действительно, в Москве и других городах прошли аресты предполагаемых членов партии Хизб-ут-Тахрир и Исламского движения Узбекистана. Правда, решение об их выдаче перенесено на следующий год, когда и будут обсуждаться детали соглашения по базам.
Требования таджикской стороны, несомненно, связаны с трагическими событиями, произошедшими нынешним летом и осенью. Побег 25 заключенных из хорошо охраняемого изолятора Комитета национальной безопасности, подрыв с помощью заминированной автомашины областного управления по борьбе с организованной преступностью, нападение на военную колонну в отдаленном горном районе - явное свидетельство политической нестабильности в стране. Путаные объяснения официальных чиновников о причинах и организаторах акций не внесли никакой ясности, подтвердив только репутацию Таджикистана как страны, раздираемой внутренними противоречиями.
Революция в Киргизии, свергнувшая президента Бакиева, внесла свою долю в дестабилизацию региона. Постреволюционный передел сфер влияния на юге привел к кровопролитным межэтническим столкновениям, последствия которых неизбежно скажутся в будущем. И наступающий год не предвещает этой стране спокойствия: нерешенные социальные, экономические и политические проблемы будут усугублены новыми выборами, теперь уже президента. Несмотря на то, что полномочия главы государства по новой Конституции значительно усечены, в глазах большинства политических “тяжеловесов” эта должность представляется престижной. Соответственно, ожидается жесткая борьба между многочисленными претендентами.
Киргизия уже дважды пережила один и тот же цикл: революция - приход новой власти - революция. Причины этой перманентной неустойчивости прежде всего в том, что приходящие на смену руководители, сосредоточившись на своих нуждах, не могут обеспечить своих граждан необходимыми социальными гарантиями. Сегодня киргизы опять грозят третьей революцией, если парламентские партии не оправдают их надежд.
На повестке Центральной Азии 2011 года не только внутренние, но и проблемы, связанные с войной в Афганистане. Девять лет назад, с приходом США и их союзников, Центральная Азия изменилась. Что произойдет теперь? |