|
Дмитрий Косырев, политический обозреватель “РИА Новости”
Кажется, что это не скоро - осень 2012 года, Владивосток, форум АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). На самом деле, все куда ближе и куда сложнее.
Построить отели и мосты во Владивостоке - это пусть нелегкая, но понятная работа. Куда сложнее России в течение начавшегося года, пока в АТЭС еще “рулят” сменившие японцев американцы, сделать главное: определить тему председательства
США объявили тему своего председательства на 2011 год: двигаться к созданию в Тихоокеанском регионе “бесшовной экономики”. И обозначили пути: укрепление региональной экономической интеграции и расширение торговли, продвижение “зеленой” (экологически дружественной) экономики, расширение сотрудничества по части регулирования торговли.
Не очень эффектные формулировки, но еще есть время подправить, сделать их запоминающимися. Так или иначе, ясно - американцы сосредоточатся на свободе торговли. Что вполне логично и совпадает с главными направлениями их деятельности в АТЭС уже много лет. Американцам нужно увеличить экспорт в страны, которые умеют защищать свои рынки: США пострадали в прошлые годы от Японии, Китая, многих других, которые любят экспортировать сами и умеют мягко не пускать других на свои рынки. А АТЭС - это такой механизм, с помощью которого можно договариваться о правилах игры как раз по экономике. Политикой в АТЭС почти не занимаются.
Другие страны-председатели выдвигали нечто иное. Предыдущая, Япония, сделала упор на “человеческую безопасность” (как резерв ускорения роста), были и такие темы, как вовлечение в тихоокеанскую экономику коренных народов и племен (если вспомнить, что в АТЭС входят Индонезия, Перу и еще множество государств с племенами, то тут все понятно).
То есть тема должна быть важной для страны-председателя, но приемлемой и интересной для всех остальных.
А далее, выдвинув тему, председатель проводит - чаще всего на своей территории - не менее 30 самых разных встреч, в каждой из которых участвует большинство членов АТЭС. Это целый ворох комиссий и подкомиссий, многие на уровне министров. По информатике, туризму, рыболовству и так далее. И везде надо быть лидером дискуссий.
В принципе, в лице АТЭС мы имеем нечто вроде анти-ЕС. “Анти” потому, что в АТЭС все делается исключительно добровольно, без евростандартов, но почему-то действует лучше, приносит большие результаты. И это мощный механизм, который работает весь год. А форум, то есть то, что будет в 2012 году во Владивостоке, - это довольно формальное мероприятие, нечто вроде финального бала после долгих трудов.
Бал устроить тоже нужно уметь, но дело не только в нем.
Стало уже привычкой Москвы заявлять, что АТЭС - это инструмент для развития Сибири и Дальнего Востока. Этой привычке тоже более 20 лет. Да вот и выбор Владивостока как места проведения очередного форума - из той же оперы.
Но не пора ли задуматься о том, что за эти 20 лет мир порядком изменился? Например, США и Канада - тоже члены АТЭС, участвующие в организации как бы лишь половиной своей территории. Но никто же там не говорит, что АТЭС - это способ развития западного побережья, Калифорнии, например. А для побережья восточного существует, скажем, ЕС.
Тихоокеанский регион стал почти для всех крупных стран вопросом выживания: если у тебя все получается там, можно не беспокоиться за свое будущее. Все едут в Китай, соседние государства, бьются за сделки. Россия далеко не первая.
Возможно, пора ясно сказать, что тихоокеанская политика России - не локальная. Смысл ее в том, чтобы всей России, а не только ее восточной части не отстать от давно наставшего тихоокеанского века. Тем более что инвестиции из стран АТР идут далеко не только на восточные территории, а еще и в Москву, Петербург и так далее. Более того, они идут в западную часть России подозрительно чаще, чем в восточную. И тут тоже есть над чем задуматься.
Вряд ли можно полагать, что кому-то в Москве удастся создать новую тихоокеанскую политику за несколько месяцев наступившего года. Скорее, можно надеяться на иное. 2011 год и российское председательство в АТЭС помогут начать процесс обновления этой политики. Процесс, который может занять несколько лет. |