|
Ольга Соболевская, обозреватель “РИА Новости”
“Вместе весело шагать...” - идеальный корпоративный гимн. “Голубой вагон” - психоделическая медитация. “Антошка” - призыв к труду и обороне. У композитора Владимира Шаинского, 12 декабря отметившего 85-летие (!), есть песни на все случаи жизни, с разным настроем. Но главное - то, что они создавали добрый и радостный мир детства не одному поколению россиян
“Детские песни позднего советского времени, в частности песни Владимира Шаинского, были и остаются не столько арт-терапией, сколько “психологическими витаминами”, которые нужны всем, а не только тем, кто нуждается в психологической помощи”, - рассказала “РИА Новости” известный детский психолог, старший преподаватель факультета психологии МГУ Екатерина Патяева.
Такие песни всегда необходимы малышам и дошколятам для психического здоровья и нормального личностного развития. Они создают детям запас эмоциональной прочности и устойчивости.
Взрослым такие детские песни тоже порой нужны “для того чтобы хотя бы на время ощутить себя на островке счастья, восстановить нормальное эмоциональное самочувствие”, замечает психолог. По сути, песни Шаинского, как и те мультфильмы советского времени, в которых они впервые прозвучали (“Чебурашка”, “Трям! Здравствуйте”, “Крошка Енот”, “Мама для мамонтенка” и множество других), стали частью российского “образования души”, говорит Екатерина Патяева.
“Взрослые” песни Шаинского исполняли Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Анна Герман, Алла Пугачева, Эдуард Хиль. “Родительский дом”, “Когда цвели сады”, “Уголок России”, “Ну почему ко мне ты равнодушна...” - эти мелодии звучали в 1980-е годы так часто, что слушатели знали их наизусть. Военные подразделения в советской армии, маршируя, частенько выкрикивали: “Идет солдат по улице!”
Из примерно трехсот написанных Шаинским песен треть - безусловные хиты. Пожалуй, только его детские мюзиклы 1970-1990-х годов (“Аз, буки, веди”, “Путешествие Нильса”, “Джельсомино и пираты”, “По сказкам и континентам” и опера “Трое против Марабука” (1974) не столь известны. Шаинский может написать песню за пять минут, и ее будут петь десятилетиями.
Нужно оставаться в душе ребенком, чтобы писать стихи для детей, говорит детский поэт Юрий Энтин. Шаинский всегда был озорным, ребячливым, задорным, и дети, безусловно, признавали в нем “своего”. И в молодежной программе “КВН” Шаинский, автор ее гимна “Мы начинаем КВН...”, всегда смотрелся органично. Складывалось впечатление, что веселым и находчивым молодым людям аккомпанирует их любимый школьный наставник, учитель музыки.
Подростки, хотя и немилосердно перелицовывают в духе черного юмора знаменитые детские песенки, в душе остаются верны им. Сегодня дети 1970-1980-х - ныне 30-40-летние дяди и тети - сетуют, что телевидение редко показывает, к примеру, мультики о Чебурашке.
Зато в Интернете появилась масса порталов, на которых можно скачать советские детские песни. Форумчане в один голос благодарят создателей этих сайтов за возможность слушать песни Шаинского, Крылатова, Гладкова, Рыбникова и других детских композиторов-классиков.
Сейчас новых добрых детских песен катастрофически мало. Как отмечает Екатерина Патяева, преобладают “подростковые песни - более резкие, конфликтные, в которых речь идет о противостоянии, борьбе”.
А собственно детский слой культуры стал пугающе тонким. Во многом это следствие коммерциализации искусства. “А в результате оказывается, что ценности дружбы, добра, взаимопонимания исчезают с экрана и перестают передаваться новым поколениям, - подчеркивает Патяева. - Между тем добрый и светлый мир детства нельзя создать раз и навсегда, его необходимо воссоздавать постоянно”.
Биография Владимира Шаинского может уложиться в несколько строк. Чуть ли не самое примечательное - это число оконченных им консерваторий. Шаинский родился в 1925 году в Киеве. С 11 лет занимался по классу скрипки в школе при Киевской консерватории, потом учился в Ташкентской консерватории, а в 1943 году ушел на фронт. После войны был студентом оркестрового факультета Московской консерватории. Затем играл в знаменитом оркестре Леонида Утесова - кумира миллионов советских людей. Потом настало время преподавания в музыкальной школе и руководства несколькими эстрадными оркестрами. А в 1965 году Шаинский закончил очередную консерваторию - Бакинскую. Впрочем, сами по себе эти факты не очень много рассказывают о композиторе. Его портрет, скорее, складывается из песен - то бодрых и жизнелюбивых, то раздумчивых, то меланхолично-ностальгических.
Творческие успехи композитора придется перечислять долго. Его песни звучали в кинофильмах “Школьный вальс”, “Анискин и Фантомас”, “Финист Ясный Сокол”, “Расписание на послезавтра” и других. Регалий и премий у композитора - два десятка. Но главное - его “репутация” у детей, родителей, педагогов, психологов.
“Песни Шаинского абсолютно необходимо и сегодня включать в дошкольное образование, - убеждена Екатерина Патяева. - От того, в какие эмоциональные тона окрашен мир детства, зависит психическое и нравственное здоровье всего общества. А значит, и его шансы на достойную жизнь и процветание”. |