Юлиана Жихорь
Не зря в народе говорят, что спешка хороша только в одном случае. “КазАгро” так торопилось улучшить экспортный потенциал отечественного животноводства, что оплошало на миллион долларов
Минсельхоз не один год твердит о необходимости улучшить отечественных буренок импортными “вливаниями”. Мол, казахстанские коровы за последние годы подрастеряли свои положительные качества.
В общем, нужен экспорт производителей, то бишь маточного поголовья. При этом приводятся примеры, что-де нынешний лидер продаж на мировом мясном рынке - Бразилия, начинала свой скачок в мясном производстве тоже с этого. Но при этом, как считают в АО “Асыл Тyлiк” (единственный в Казахстане и всей Центральной Азии племенной центр по животноводству), импорт не должен превышать трети от имеющегося племенного поголовья. То есть порядка 14 тысяч голов. “В этом случае, - заявил председатель правления “Асыл Тyлiк” Айбын Тореханов, - за пять лет общее число племенного скота в Казахстане вырастет до 200 тысяч”. Больше завозить не следует, потому как отечественные породы, “ремонтировать” которые и нацелено импортное “лекарство”, при больших дозах могут просто исчезнуть.
Однако есть в стране стахановцы, считающие, что размножение должно идти более ускоренными темпами. В “КазАгро”, главном “двигателе” отечественного АПК, намерены в ближайшее время завести в страну не менее 72 тысяч голов, чтобы уже к 2015 году страна могла выйти на мировые рынки с собственным мясом.
А потому в Казахстан начали экстренно завозить коров из Канады и США. (Именно там преобладают лучшие представители молочной и мясной пород. Причем породы должны совпадать с породами отечественных коров - селекция производится только по линейной принадлежности. Например, чтобы улучшить производительные качества казахской белоголовой, необходимо скрещивать ее только с герефордской породой). Первая партия прибыла в страну еще два года назад. Всего же с момента начала импорта в республику завезли 1347 телок и бычков. Но...
“По просьбе племинспекции мы проверили коров на племенную принадлежность, - рассказал Айбын Тореханов. - Запросили документы на животных. Выяснилось, что у 218 из них отсутствуют племенные сертификаты”. То есть ветеринарные сертификаты, что животные здоровы, есть, а племенные, что телки и бычки действительно породистые, отсутствуют.
Как пояснил Тореханов, мировая практика покупки скота состоит не только в наличии договоренностей покупатель-продавец, но и в тщательном обследовании покупаемого скота. Эксперты выезжают к продавцу, осматривают скот, чипируют его. И затем, по приезде в страну назначения, сверяют купленный скот по чипам. Однако эксперты его организации ни разу не выезжали за пределы Казахстана для проверки скота на племенную принадлежность. “Быть может, другие эксперты выезжали, - прокомментировал он. - Но представители нашего центра за два года не приглашались для такого обследования”.
Все было бы ничего, если бы за этих “таинственных” гостей не заплатили государственными деньгами - скот был закуплен “КазАгро” и распределен между отечественными животноводами. Стоимость одной буренки вместе с перевозкой в Казахстан составила 4500 долларов. То есть злополучные 218 голов тянут почти аккурат на миллион долларов.
Причем, как считает председатель партии “Ауыл” Гани Калиев, “КазАгро” тут явно намудрило с ценами. Он узнал, что российская Карачаево-Черкесия купила ту же породу коров из Северной Дакоты (именно оттуда прибыла в Казахстан последняя “бракованная” партия) по цене 1500 долларов.
Казахстанские эксперты не теряют надежды увидеть-таки племенные сертификаты на первую завезенную в страну партию импортного скота мясной породы (породы ли?). “Если у них есть ветеринарные сертификаты, надеемся, что есть и племенные. Мы запросили предоставить документы на животных в течение недели”, - сообщил Айбын Тореханов. Срок “ультиматума” истекает в будущий понедельник. Эксперты хоть и надеются на благополучное разрешение скандальной ситуации, но руками все равно разводят: мол, вот до чего скорость непродуманная доводит.
И печально вздыхают: не будет сертификатов на буренки - не будет и проку от них. Породу от них не улучшить, на экспорт не послать. Разве что на “отечественное” мясо сгодятся.
В среду, 15 декабря, представители “КазАгро” позвонили в редакцию и пообещали оперативно выразить свою точку зрения по этому вопросу. Однако к моменту подписания полосы, в 20.30, никаких материалов от “КазАгро” мы не дождались. Готовы опубликовать мнение представителей “КазАгро” в следующем номере.
Астана |