|
Влад Гринкевич, экономический обозреватель “РИА Новости”
На этой неделе произошел всплеск интереса российских властей к проблеме трудовой миграции. Новый мэр российской столицы Сергей Собянин потребовал от своих подчиненных обеспечить жесткий контроль в сфере миграционной политики и исключить необоснованные запросы на привлечение иностранной рабочей силы. Ранее глава правительства РФ Владимир Путин подписал постановление, продлевающее запрет на работу иностранных граждан в розничной торговле
Пока ни одна мера российских властей по регулированию миграционного потока - квотирование, введение патентов для приезжих, запрет заниматься торговлей - не дала заметного результата. Это неудивительно, поскольку на сегодняшний день нет инструмента, способного регулировать приток мигрантов из бывших союзных республик.
Внутри СНГ действует безвизовый режим, то есть граждане государств - членов Содружества могут свободно и на законных основаниях пересекать границу России. Всевозможные ограничения: регистрация, квоты, запрет на отдельные виды трудовой деятельности - лишь затрудняют пребывание иностранцев в стране, но не способны повлиять на их численность. Не найдя себе применения в легальной сфере, приезжие автоматически перемещаются в теневую.
В одной только Москве мигрантов не то миллион, не то четыре миллиона, не то все семь. По предварительным данным последней переписи населения, в России временно проживают 285,2 тысячи иностранных граждан. Между тем, согласно докладу “Миграция и денежные переводы: статистический справочник”, представленному в начале ноября Всемирным Банком, ежегодный приток мигрантов в Россию составляет 12,5 миллиона человек, обратный поток - около 11 миллионов. Это значит, в России каждый год остается порядка 1,5 миллиона мигрантов.
Еще сложнее разобраться в экономической целесообразности привлечения мигрантов. Тезис о том, что без миграции экономике не обойтись, так часто повторялся, что обыватель стал принимать его на веру, не требуя доказательств, а зря.
Немало работодателей в строительной, торговой и иных областях настаивают на необходимости трудовой миграции. Мол, без нее отрасль будет испытывать дефицит рабочих рук. Но забывают уточнить: дефицит дешевых рабочих рук.
В данном случае привлечение иностранной рабочей силы - не что иное, как инструмент для занижения цен на рынке труда. Демпинг. Явление для экономики вредное, поскольку вредит справедливой конкуренции. Поэтому во многих странах и действуют антидемпинговые законодательства, а правилами ВТО демпинг вообще запрещен. Одним из немногих рынков, не защищенных от демпинга, является на сегодня рынок труда.
Представители строительных компаний в неофициальных беседах признают: несчастные случаи на стройках, где работают нелегалы, попросту не фиксируются. Гастарбайтер, получив травму, продолжает работать или оказывается за воротами. Даже в случае его гибели руководство стройки не несет никакой ответственности - этого человека по документам просто нет.
Для недобросовестных нанимателей такая позиция выгодна, но закладывать подобные принципы в качестве основы для формирования рынка труда - значит, отбросить его назад на несколько столетий.
Не все так просто и с дворниками - сейчас их в столице около 50 тысяч. Зарплаты у них действительно невысокие - ставка за один участок составляет в теплое время года 11 тысяч рублей, в холодное - 13 тысяч рублей. Но, как правило, один дворник убирает до трех-четырех участков, в результате сумма набегает вполне приличная - 40-50 тысяч рублей. Для жителей российской глубинки, где средняя зарплата составляет 5-7 тысяч рублей, это очень хорошие деньги. В чем же дело? “Это очень коррупционная сфера, - пояснил обозревателю “РИА Новости” источник в одной из столичных префектур. - На руки гастарбайтер может получать лишь часть этой суммы, расписываясь за всю”. Этим и объясняется стремление некоторых управляющих компаний укомплектовывать свой штат иностранцами, не знающими даже русского языка.
Задачей номер один в экономике российские власти сегодня объявляют модернизацию. О плюсах модернизации сказано много, а вот некоторые ее издержки остаются в тени. В частности, это массовое высвобождение рабочей силы с промышленных предприятий после оснащения их современным оборудованием. С этой проблемой столкнулся, например, АвтоВАЗ.
Да что там машиностроение, одним из перспективнейших направлений развития нефтянки являются полностью автоматизированные буровые. Если власти всерьез решат модернизировать экономику, им придется ломать голову, как трудоустроить миллионы своих безработных. |