|
Галя Галкина
Декларируемая государством поддержка молодежи воплощается строительством новых учебных заведений, школ для талантливой молодежи, учреждением грантов, стипендий... Но есть некий ресурс, государством будто игнорируемый. Речь идет о творческих людях, создающих социально значимые вещи, кто уже готов представить миру свои достижения - книги, картины, музыкальные произведения.
Сегодня мы хотели бы исследовать проблему издания книг начинающих, да и продолжающих, но не столь известных авторов.
Представление о том, что молодежь не читает книг - это во многом миф. Зайдите в любое время в магазины сетей “Меломан” или “Гулянда”, вы там обнаружите немало разновозрастных библиофилов, с самозабвением листающих новинки и классику. Вот только полка книг с отечественными изданиями весьма скромна. Российская печатная продукция занимает все отделы магазинов. И сделаны эти книги намного лучше казахстанских. Стоит поинтересоваться у владельцев сети магазинов, почему все книжные полки заполнены российской литературой... Оказалось, что это не их вина - они и рады бы поставить больше казахстанских книг, да где их взять?
Ситуация странная: существует госзаказ в поддержку творческой молодежи, имеются соответствующие институты - Министерство культуры, Союзы - писателей, художников, музыкантов... Но вся эта машина не работает, когда мы говорим об издании и продвижении произведений новых авторов. Почему это происходит?
Союз нерушимый
писателей и поэтов
Раньше существовали Союз писателей СССР, республиканские филиалы - именно эти общественные организации брали на себя функции промоутеров. Союз писателей не только издавал известных авторов - “раскрученных”, по сегодняшнему определению, но и молодых, которые успели заявить о себе в литературных журналах, газетах. Каждое издание маститых и неоперившихся литераторов становилось резонансным, вся многомиллионная страна бросалась искать книгу. Так работал механизм “раскрутки”, сформировавшийся за десятилетия пестования писателей и поэтов - поистине народных.
Конечно, многие из пишущих отдавали необходимую дань коммунистической идеологии, но те, кому она претила, уходили в “самиздат”. Самиздатовская литература великолепно распространялась без официального благословения, даже вопреки ему. Целое поколение вольнодумцев, физиков-лириков, дерзновенных поэтов и прозаиков да просто начитанных, просвещенных граждан взросло во времена хрущевской оттепели и брежневского застоя - на советской литературе и на самиздатовской запретной прозе и поэзии.
В нашей стране люди, которые могли бы делать любые социально значимые вещи - писать книги, картины, музыку, ставить спортивные рекорды, не имеют выхода, не получая поддержки со стороны общества, так как механизмы раскрутки подобные тому, что был в Союзе, у нас не развиты или слабо работают. Государство декларирует готовность поддерживать одаренных людей, но дальше этих деклараций дело слабо движется.
Легко ли быть
молодым
Поддерживает ли Союз писателей Казахстана молодых авторов? Ведь как бы ни критиковали молодежь, но именно из ее среды появляются талантливые авторы, создающие принципиально новые и яркие произведения, которым суждено потом стать классикой литературы... На уже признанных литераторов работают их авторитет и инерция издания произведений маститых авторов. Но кто поддержит новые имена в литературе? Анатоль Франс в 70 лет написал один из своих лучших романов (а когда ему было около 80 лет, он женился на некой Эмме Лэпревот). Но скорее это исключение из правил. Чаще, минуя пик творческой активности, писатели, мы знаем это по хрестоматийным примерам, впадали в чудачества... Литература, музыка, спортивные достижения, научные открытия создаются молодыми - по безоговорочной мировой статистике... Но именно дебютантам труднее всего пробиться к читателям, слушателям, ценителям.
Что происходит у нас в сфере издания книг сегодня? Издательский департамент недавно отделился от Министерства культуры и перешел к Министерству связи и информации, что представляется странным для литераторов. Раньше книгоиздательство курировало Министерство культуры, и это было логично. В новой рыночной ситуации возникла иная форма продвижения произведений в попытке их издания - тендеры.
Любовь Шашкова, председатель совета по русской литературе Союза писателей Казахстана, заведующая отделом критики и культуры журнала “Простор”:
- Любой автор, но в основном, конечно, член Союза писателей, либо уже известный, который сумел заработать имя, может подать в издательский департамент заявку со своей книгой... Союз писателей дает свой отзыв на нее. В Астане собирается комиссия независимых экспертов, которая и решает, какая именно книга будет издана при государственной поддержке.
Какой шанс у нового автора быть изданным, когда количество лотов ограничено, а именитых соискателей больше, чем молодых и дерзких?
Предпочтение отдается не только членам Союза писателей, но еще и авторам, пишущим на казахском языке, в соответствии с политикой поддержки казахской национальной культуры, литературы. В этом смысле дорога дебютантам открыта. Принята программа содействия всем языкам народов Казахстана, первой строкой в этом списке значится казахский язык, что, разумеется, справедливо и правильно.
Еще один путь - участие в Международном фестивале творческой молодежи “Шабыт”, в котором есть номинации по литературному творчеству. Участвуют в этом конкурсе представители всех регионов Казахстана, все, кто считает свое творчество достойным общественного признания. У конкурсантов есть шанс получить государственную поддержку в продвижении своего творчества. В случае с литературными номинантами “Шабыта” это будет издание сборника произведений авторов-победителей за счет государства.
Авторы, пишущие на русском языке, свободно участвуют в литературных конкурсах, которые проводятся в большом количестве в России. Так, Союз писателей Казахстана недавно получил факс из России, в котором сообщается, что рассматриваются произведения на русском языке на соискание “Русской премии” (она так и называется, существует одноименный сайт). В конкурсе “Золотое перо России” принимают участие не только россияне. Из Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Петропавловской областей выдвигают своих литераторов, среди которых есть лауреаты этой премии. Для русского языка нет сегодня географических границ, в этом сказываются, видимо, процессы глобализации.
Анатолий Белоусов (Александр Тагес, Иван Хлюпов) - русский писатель, автор книг “Евангелие от Морфея”, “Соло на Витгенштейне”, “Омикрон” - разместил в Интернете руководство “Как издать книгу начинающему автору”:
- XXI век предъявляет новые требования к издательскому бизнесу. Издатель и автор все больше нуждаются в тесном взаимодействии при подготовке новой книги к выпуску. На автора перекладывается часть обязанностей, традиционно считавшихся издательскими. Он оказывается не только писателем - автором текста, но и тонким стратегом, вынужденным изобретать и прорабатывать долгосрочные литературные проекты, и дизайнером, создающим макеты собственных книг, учитывая рекламные и коммерческие аспекты книжного дела.
Мифы постсоветского
пространства
Наталья Михайлова - редактор русскоязычного журнала LiteraruS, живет и работает в Финляндии, часто бывает в Москве, откуда она родом. По роду деятельности знает ситуацию с изданием книг в обеих странах. По нашей просьбе комментирует проблему:
- В России сейчас, по большому счету, напечататься если не просто, то реально. Другое дело, сколько лично вы на этом заработаете... Если это учебно-научная литература, то есть достаточное количество издательств, как раз специализирующихся на этом. Например, осталось госиздательство “Просвещение”, появилось и много новых, полукоммерческих, таких как “Академия”. Если вы преподаете в вузе и хотите издать монографию либо учебник - запасаетесь дипломами и справками о собственном большом научном весе, несете рукопись в издательство, там ее отдают на рецензирование, получаете положительные отзывы рецензентов - и все! Гонорар автору причитается очень небольшой. Там действуют общепринятые системы - автор передает все права издателю и получает определенный, совсем небольшой процент, гонорар за первый тираж и все последующие переиздания.
Но есть, например, издательство “Новое литературное обозрение”, которое вообще выплачивает авторам чисто символическую сумму в качестве гонорара, считается, что публиковаться там уже само по себе очень ценно и престижно.
При таком способе общения “автор - издатель” плюсом является еще и то, что все проблемы с распространением книг берет на себя издательство.
Если речь идет об издании художественной литературы, то с этим происходит та же, в принципе, история. Не говорим об известных авторах (они у каждого издательства свои, “прикормленные”), а просто о человеке со стороны. Можно “заинтересовать” издателя (кого-то из принимающих рукописи) своим творчеством, и дальше по той же схеме с небольшим гонораром. Если книга “пойдет”, то гонорар будет уже больше, по принципу снежного кома. Тогда уже идут спецдоговора с издательством на выпуск серии и прочие вещи... Сегодня в России можно и самому небольшим тиражом за свой счет издать все, что угодно. Издательство будет выступать только “техническим посредником” между автором и типографией - “заплатил - напечатали - получил весь тираж и сам его распространяй”. В Москве есть некоторое количество магазинов, которые продают и такого рода “неформатную” литературу тоже, да и в больших магазинах есть полки “авторских изданий”. Так что при некоторой энергичности все возможно.
В последнее время издатели стали внимательнее просматривать Интернет, где появилось несколько “творческих” сайтов и где любой может выкладывать свои стихи, прозу и прочее. Тогда инициатива о публикации может исходить и от издателей...
Авторам, которые грустят о советской системе в области издания книг, когда дебютантов поддерживал Союз писателей, в России ответ один: вы хотели свободы без цензуры и рынка? Ну так получите!.. В Европе литераторы никакой господдержки не получают. Есть некое количество разного рода частных “фондов” - или наследство кто-то оставил, подобно Нобелю, или при крупных корпорациях.
В общем, все успешные писатели в Европе начинали с того, что писательство было как хобби при наличии какой-либо другой основной оплачиваемой работы. Малоуспешные авторы на этой стадии и остаются: зарабатывают на жизнь чем-либо другим, нежели писательством. В Финляндии, например, есть известный автор детективов, который почти до пенсии параллельно так и проработал в полиции. Или известный диктор ТВ, который пишет и издает романы... В постсоветском мире много мифов о жизни за границей...
Римма Артемьева - поэт, прозаик, журналист, автор сборников прозы и поэзии, Алматы:
- Книги издаю за свой счет. Работаю и плачу (и плачу!). К сожалению, спонсоров не имею. Основная проблема у всех издающихся - это финансовая. Государство иногда устраивает тендеры - но неизвестно для кого и как о них узнать... Даже члены Союза писателей не участвуют в них (из-за отсутствия информации). А уж все остальные просто обречены на самостоятельное финансирование, даже такие знаменитые на весь мир, как Мариковский, к сожалению, уже ушедший из жизни. Из новых авторов единственный Марат Исенов издал книгу за счет полученной премии (но не государственной), Илья Одегов издал роман, так как победил в конкурсе молодых романистов, но это тоже не государственная поддержка.
P.S. Наша газета поддерживает молодых авторов. Мы берем интервью у дебютантов, следим за их творчеством, помогаем проводить презентации новых книг. Среди наших журналистов есть те, кто уже издал собственные первые книги и пытается продолжить заниматься литературным творчеством. Но останавливают труднопреодолимые проблемы финансирования проектов. Можно дать заявку в тендерную комиссию по изданию книг, а потом безрезультатно ждать ответа. Можно обратиться в Союз писателей, но и там твоя рукопись останется лежать в столе редактора на неопределенное время.
Есть еще путь - пойти к бизнесмену и убедить его, что твоя книга интересна, эксклюзивна, может продвигать общенациональные идеи. Но бизнесмен ответит уклончиво, у него целый план по социальной ответственности, в благотворительных средствах его компании нуждаются слишком много просителей... И автор, испытав чувство неловкости, уйдет из кабинета бизнесмена. Между тем книга журналиста “НП”, который побывал в самых живописных уголках нашей страны, могла бы привлечь к Казахстану внимание гостей всего мира, способствовала бы тем самым развитию в стране экотуризма... Но пока автор неопубликованной книги путевых эссе делится впечатлениями об отечественных красотах только с читателями “НП”.
И это еще не самый худший вариант для начинающего писателя.
Газета “Новое поколение” и в дальнейшем будет исследовать проблему публикации книг молодых авторов в нашей стране. |