|
Алла Иванилова
Отечественные власти уверены - в ближайшие годы казахстанская фармпродукция выйдет на мировые рынки, а на территории нашей страны будут совместные производства с известными мировыми брендами. Только сначала необходимо облегчить бремя отечественных фармпроизводителей, чем и занимается в последнее время правительство
“Фармпромышленность имеет перспективы развития”, - констатируют сегодня государственные мужи. Емкость рынка лекарственных средств в минувшем году составила 690,4 миллиона долларов, из них продукция отечественного производства - 8,25 миллиона долларов. Что касается экспорта, то предприятиями республики за рубеж поставлено лекарств на сумму 16,7 миллиона долларов. При этом доля казахстанской продукции на внутреннем рынке составляет более 10 процентов (по рекомендации ВОЗ для обеспечения национальной безопасности страны доля отечественной фармпродукции должна быть не менее 20 процентов).
Правда, отечественные фармпроизводители уверены: они находятся в дискриминационном положении по сравнению со своими зарубежными коллегами из-за того, что их потенциал “душат” многочисленные проверки. В связи с чем правительство подготовило законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам фармацевтической и медицинской промышленности” и недавно представило его мажилисменам. Однако те вернули его на доработку, мотивируя это тем, что данный документ создает предпосылки для коррупционных нарушений.
Например, в соответствии с Законом “О лекарственных средствах” каждый производитель должен пройти обязательную процедуру государственной регистрации субстанций, то есть того, из чего сделаны лекарства. Регистрируя субстанции, производитель несет убытки, что, естественно, сказывается на конечной стоимости продукции. Более того, идет дублирование. При ввозе субстанций (90 процентов экспортируется из Индии и Китая) производитель должен их зарегистрировать. Позже, когда он подает готовый препарат на регистрацию, он опять должен зарегистрировать субстанции, поскольку, не изучив, из чего же сделано лекарство, Минздрав не выдаст сертификат. В итоге теряются время и деньги. Так, одно из казахстанских фармпредприятий уже второй год пытается зарегистрировать левомицитиновые капли. В отношении импортных лекарственных средств такого нет: там уже проверяется конечный продукт, будь то таблетка или мазь. Подобный подход намерены применять и в отношении отечественных производителей. При этом Минздрав предупреждает: предлагая отменить государственную регистрацию субстанций, он намерен внедрить дополнительные требования к качеству продукции.
Однако, несмотря на заверения министерства здравоохранения о том, что отмена регистрации субстанций ни в коей мере не повлияет на качество препаратов, у некоторых есть опасения, что страну захлестнет нелегальный ввоз лекарственных компонентов и в итоге на прилавках будет третьесортный товар, лечебные свойства которого еще неизвестно как отразятся на здоровье казахстанцев.
На размышления наводит и неутешительная статистика. В прошлом году было около 5 тысяч проверок, в результате которых наложен 71 миллион штрафных санкций по различным нарушениям. Кроме того, с каждым годом растет процент отказов в регистрации лекарственных средств. Так, в 2005 году Минздрав на этапе процедуры регистрации отклонил 1,4 процента заявок, в 2006-м - 5 процентов, а в 2007-м - 5,6 процента.
Сегодня в регионах насчитывается 155 контролирующих фармацевтическую отрасль инспекторов. Однако Минздрав тревожит не дефицит кадров, а мораторий на проверки, который объявил президент. Хотя глава государства и сказал, что запрет не распространяется на сферы, “оказывающие влияние на безопасность и здоровье граждан”, однако фарминспекторов постановлением правительства временно лишили работы. Сейчас Минздрав пишет петиции с просьбой снять табу в Генпрокуратуру и в правительство.
Заботясь не только о развитии фармацевтической промышленности в стране, но и о здоровье населения, власти вносят некоторые изменения в Закон “О национальной безопасности”. Учитывая, что в последнее время развивается биологический терроризм (например, атака на Белый дом письмами с бациллами сибирской язвы и заражение казахстанских детей в 2004 году туберкулезом сербской вакциной БЦЖ, а также ВИЧ), предлагается дополнить законодательство такими нормами, как “биологический агент”, “биологическая безопасность” и “стратегические лекарственные препараты”. Угрозу создает и тот факт, что вакцинация населения осуществляется за счет стопроцентного импорта вакцин. И как предсказать последствия такой вакцинации детей через 5-10 лет?
Астана |