Илья Крамник, военный обозреватель “РИА Новости”
О новом обмундировании российской армии заговорили еще в 2008 году, и тогда же возник вопрос о стоимости “переодевания армии”. Некоторое число комплектов новой формы сшили к весне 2010 года - в частности, переодели войска, участвовавшие в Параде Победы на Красной площади. Полный переход армии на новую форму одежды, однако, пришлось отложить в связи с кризисом, но не полностью: уже в ближайшие месяцы армия оденется в новую полевую форму - так называемый “цифровой” камуфляж
Стоимость перехода на новую полевую форму составляет 5 - 5,5 миллиарда рублей, о чем заявил замминистра обороны России Дмитрий Булгаков. Средняя стоимость комплекта полевой формы составляет около 15 тысяч рублей.
Что представляет собой новая полевая форма?
Военнослужащие, которые опробовали ее на учениях “Восток-2010”, говорят о ее удобстве и износостойкости, а на испытаниях подтвердилась и пониженная заметность солдат в новом камуфляже по сравнению с предыдущими.
Так называемая “пиксельная” система расцветки более эффективно разбивает силуэт человека, затрудняя его обнаружение. Кроме того, новая форма выполнена из ткани, затрудняющей обнаружение бойцов с помощью инфракрасных датчиков.
Помимо собственно обмундирования (включая нижнее белье, свитер и т.п.), солдату в поле требуется обувь, а в бою - еще и средства индивидуальной броневой защиты (каски и бронежилеты), и тактическое снаряжение (так называемые “разгрузки” и т.д.).
Основной обувью российского солдата долгое время являлись кирзовые или кожаные сапоги, с которыми носились портянки. Переход с сапог на ботинки с высокими берцами (в обиходе - просто “берцы”) и носки вызвал ожесточенную дискуссию.
У обоих вариантов есть свои преимущества. Если интересоваться мнением тех, кому приходится сравнивать их на практике, то в основном считается, что ботинки (а летом часто и кроссовки) с носками удобны для долгого перемещения по пересеченной местности. Для “окопной жизни” лучше подходят сапоги и портянки.
Средства индивидуальной бронезащиты в российской, а точнее еще в советской армии появились давно: первые эксперименты с касками относятся к 1915-1917 годам, бронежилеты (тогда представлявшие собой стальные нагрудники) были созданы для инженерно-штурмовых подразделений в годы Великой Отечественной войны. Но по оснащению войск средствами защиты наша армия всегда отставала от западных. Так, всеобщее оснащение армии стальными касками, которое на Западе провели в Первую мировую, в СССР завершили только к концу 30-х годов - в основном из-за сложностей с восстановлением экономики после революции и гражданской войны.
Бронежилеты в армии США и их союзников также появились в годы Второй мировой и вошли в широкое употребление во времена Вьетнама. В нашей же стране их стали выдавать бойцам только с середины афганской войны. Массовое оснащение бронежилетами и вовсе пришлось на 90-е годы.
То же самое с касками нового поколения. Американские бойцы уже ходили в относительно легких и надежных касках из синтетических волокон (кевлар и его аналоги), а советские по старинке носили стальные шлемы. Здесь, как и с бронежилетами нового поколения, запаздывание было вызвано отставанием в разработке собственного синтетического волокна. Впрочем, сейчас российская оборонка производит каски и бронежилеты, не уступающие западным аналогам.
Наибольшие же претензии к оснащенности российской армии тактическим снаряжением: в производстве удобных “разгрузок” отечественная промышленность отставала всегда. В Афганистане дело доходило до того, что советским солдатам приходилось пользоваться трофейными “разгрузками” китайского производства, снятыми с пленных или убитых боевиков. Эта проблема не до конца решена и сегодня - традиционный вещевой мешок и подсумки по-прежнему используются в армии, несмотря на все неудобства. С чем связана подобная задержка, понять сложно: по сравнению с теми же средствами броневой защиты или даже камуфляжной формой, “разгрузки” не представляют собой чего-то особо сложного для отечественной легкой промышленности. |