Алан Байтенов
14 августа 2009 года спутник КазСат-1 был официально отключен, то есть выведен из строя. Эту дату можно считать началом переговоров со страховыми компаниями о выплате причитающихся средств по страховому договору. Прошло 1,5 года, но деньги еще не получены. Все дело, комментируют специалисты, в условиях, на которых настаивает Казкосмос - необходимо получить, как минимум, 70 процентов от общей стоимости КазСата-1. Между тем страховые компании пока что не торопятся утверждать эту сумму
Не так давно в “эфир” попало сообщение, что, мол, Казкосмос отступился от своих первоначальных требований. То есть теперь согласен на 47 процентов от стоимости спутника. Естественно, такая информация вызвала неоднозначную реакцию, особенно на фоне предыдущих заявлений о 70 процентах. Как оказалось, эта информация не соответствует действительности, что и подтвердил заместитель председателя Казкосмоса Мейрбек Молдабеков в эксклюзивном интервью “НП”.
- Сейчас тяжба продолжается. Мы поставили условие по страховке - не ниже 70 процентов от стоимости спутника. Однако страховщики не торопятся соглашаться на эту сумму, поэтому разбирательство продолжается до сих пор.
- То есть речи о 47 процентах не может идти в принципе?
- Видимо, не так услышали - это ошибочное мнение. Вообще, это конфиденциальная информация в рамках переговоров со страховыми компаниями. Но поскольку сумма в 70 процентов уже утверждена, то этой цифры мы и будем придерживаться. Что скрывать - мы хотели бы получить, но пока не получается.
- В каком состоянии тяжба в данный момент?
- Страховые компании не полностью согласны с нашими требованиями. В данный момент идут переговоры. Это их право - они торгуются. Но мы считаем, что 70 процентов - это адекватная сумма. Вообще Казкосмос не занимается напрямую этим вопросом. Этим занимается наше АО “Республиканский центр космической связи”, который управлял спутником.
- И все-таки почему так произошло, что у страховых компаний есть возможность торговаться?
- Это нормальное явление. Вот если во время запуска этот аппарат был бы уничтожен, то компании бы безоговорочно возместили все по договору. Однако в нашем случае спутник отработал некоторое время. (Поэтому страховые компании и вправе говорить, что не собираются оплачивать все 100 процентов.) Сейчас нам помогают российские коллеги, с их помощью мы стараемся выйти на тот процент, который указан. Поймите, страхователи не просто финансисты, там тоже есть свои технические эксперты. Они внимательно изучают все детали дела. Сумма-то немалая.
- Сколько компаний участвовало в страховании КазСата-1?
- Сумма, повторюсь, большая. Поэтому одна компания страхует, а еще несколько - ее перестраховывают. В нашем случае их всего 23. И с каждым из них приходится вести переговоры. Это длительный процесс. Если вы когда-нибудь имели дело со страховой компанией, она, конечно, понимает, что должна выплатить страховую сумму, но в это же время начинает торговаться. Мы же в свое время согласовали с правительством эти проценты и поэтому стараемся на них выйти.
- И все-таки, когда по прогнозам Казкосмос получит страховку?
- Если мы согласимся на меньшую сумму, то компании хоть сейчас готовы выплатить.
- Да? А что они сейчас уже предлагают?
- Нам уже предлагают 65 процентов. И если бы мы согласились на предлагаемые условия, то этот вопрос давно бы уже решился. Но пока есть возможность, мы отстаиваем свою позицию.
- По какой причине отложен запуск КазСат-2?
- КазСат-2 проектировался как копия КазСат-1. Но ввиду отказа этого спутника мы настояли на доработке и модернизации второго. |