|
Фарида Галиева
Погоня за экономическими и политическими преобразованиями в стране оставила без внимания вопросы духовного развития нации. Таково мнение огромного большинства современных казахстанских деятелей культуры, философов, преподавателей. Но внутренние ресурсы общества практически исчерпаны, считают они, а социальные и ценностные приоритеты нуждаются в корректировке.
Возможна ли “перезагрузка” всей гуманитарной системы казахстанского общества? Какая модель казахстанской цивилизации может быть успешной и эффективной? Как модернизировать национальное сознание в современных условиях? Эти темы были обсуждены в ходе острой дискуссии в Институте политических решений, состоявшейся на днях
Мнения при этом высказывались порой неожиданные, но общий лейтмотив был все же один: нынешний потребительский индивидуализм противопоставлен той общинности, традиционности в хорошем смысле слова, которая держала прежнее общество в определенных рамках. “Что старшие скажут, что семья скажет, что люди скажут”. “Это стыдно, плохо” - этот элемент ответственности и формирования самоконтроля сегодня потерян, и его необходимо восстанавливать.
- Наше подозрение о том, что мы как народ пребываем в арьергарде передовых народов, совершенно правдиво, ибо народ, существующий в нравственно хаотизированном состоянии, и на самом деле мало на что способен, - считает член казахского ПЕН-клуба писатель Канат Кабдрахманов. - цивилизация - это национальный порядок жизни, который создается единственно правильным сочетанием качественной народной ментальности, эффективного управления и постоянно обновляющейся культуры.
Между тем Валихан Тулешов, представитель Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Казахстана, отметил, что цивилизационный путь Казахстана связан с развитием капитализма, становлением нации и государства. Возросший уровень национально-культурной самоидентификации казахов диктует необходимость идейного противостояния этноса внешним культурно-цивилизационным идентичностям, одна из которых на протяжении последних столетий контролировала и навязывала казахскому этносу чужой, имперский этнокультурный порядок.
- Казахстану предстоит реформировать национальное самосознание, нацелив его двумя-тремя точечными импульсами на стратегически важный для этноса путь самосохранения и дальнейшего развития, - сказал В. Тулешов. - такими импульсами, выступающими в качестве рафинированного национального проекта, могут выступить перевод казахского языка с кириллицы на латинскую графику, а также, помимо всеобщей стандартизации под Евросоюз, интеграция всей транспортной системы Казахстана в транспортную систему Европейского союза (Западный Китай - Западная Европа).
В ходе дискуссии прозвучал естественный вопрос: а как осуществить модернизацию отдельно взятых людей?
- Большей частью за то положение дел, которое есть в стране, ответственны казахи, - заявил Ерлан Смайлов из Института политических решений, - то есть мы сами себе должны задать такой вопрос: какие конкретно ценности мы можем взять из нашего прошлого и из нашего настоящего? Что мы берем из кочевого прошлого и что из европейского, глобального?
С одной стороны, есть генеалогическая культура. Но, с другой - отсутствует ее последовательность, налицо межпоколенческие разрывы, что ведет к системному сбою, нет преемственности, перетока знаний. Отсутствие в общественной жизни интеллектуального и культурного саморазвития - это главное и коренное свойство страны третьего мира. Которой Казахстан сегодня и является...
|
Времена определяют курс |
- Хочу привести пример Тайваня, где жили такие же аборигены, как и мы, - сказал в этой связи руководитель Пиратской партии Казахстана Марат Мулкубаев. - Пришли молодые государственники и решили все деньги “вбухать” в новые технологии, предоставив остальному развиваться самостоятельно. В результате у них сейчас 2 миллиона населения и бесплатный Wi-Fi. И нам тоже нужно определиться: что у казахов есть такое, к чему все тяготеют и стремятся? Если, допустим, это образование - так давайте развивать именно это направление. Давайте выберем какую-нибудь область и туда будем вкладывать силы и инвестиции.
Есть ли у Казахстана свой, общенациональный и понятный план развития? Иными словами, существует ли “визуальный перевод”, понятный для людей в массе, картинка того, как мы будем жить через 20-30 лет, образ, понятный любому человеку? Если таких образов нет, это означает, что психика воспринимает это как отсутствие будущего. Вокруг какой же идеи следует объединяться всему казахстанскому обществу?
- Когда я работаю с командами, все замечательно, все смотрят вперед, - рассказал Вахтанг Джапаридзе из Международной ассоциации тренеров. - Как только начинается работа один на один, где человек раскрыт больше, то выявляется огромное количество дееспособных людей, которые могут создавать социально значимые ценности, но не видят своего будущего, по крайней мере, будущего своих детей здесь. Получается, в их цели входит эмиграция. Поэтому я считаю, что если у человека будет понятный ему образ будущего, в том числе на бытовом уровне, если он себя видит здесь через 20 лет, тогда он будет создавать социально значимые ценности здесь, и это обеспечит рывок не только на стратегическом, но и на бытовом уровне.
Весомо прозвучало в данном контексте мнение одного из самых известных в стране экономистов Каната Берентаева:
- Сейчас есть два термина современной нации: этническая и общегражданская нация. Общегражданская нация не может допускать национальных меньшинств. Реализация ценностей может стать основой национальной идеи именно в моральном аспекте. В этом случае отпадут межэтнические, межнациональные, языковые вопросы и не придется ссылаться на опыт других стран. Замыкаться сейчас на казахской нации политически не совсем правильно.
Подводя итоги дискуссии, участники констатировали, что ценностная дезориентация является сегодня для нашего общества ключевой проблемой. Модернизация национального сознания может строиться через формирование системы этических ценностей на гражданской основе. Ценности же эти всем известны, но произошла их подмена. Сейчас у нас на первом плане вопросы выживания, психология индивидуализма, философия потребительства.
В то же время и индивидуализм в казахстанском обществе ныне “извращенный”: мы не стремимся к профессиональным знаниям, к пониманию этики и ценности труда. Господствует “психология потребления”, которая прививает абсолютно неправильное понимание свободы.
Потребительский индивидуализм противопоставлен той общинности, традиционности в хорошем смысле слова, которая держала казахское общество в определенных рамках. Этот элемент ответственности и формирования самоконтроля был потерян, его необходимо восстанавливать. Кроме того, нет сегодня четких, визуализированных образов будущего - внятных и ясных простым людям, рядовым обывателям. Только понимая его, человек будет это будущее созидать.
- Модернизация национального сознания необходима, -заключил Ерлан Смайлов, - она может происходить через формирование этических ценностей, через образование, через развитие человеческого капитала. Это параллельные процессы. Нельзя сказать, что сначала мы построим экономику, а потом займемся чем-то другим. Мы не построим хорошую экономику, не меняя людей, потому что если люди не умели или не хотели работать, то какое бы оборудование им ни предоставили, сколько бы денег ни инвестировали, результата не будет. |