|
Алла Иванилова
Правительство готово потратить 60 миллиардов тенге на “ветеринарную реформу”
Восемь лет назад реформа, проведенная в системе ветеринарии, позволила разгрузить государственный бюджет. Основная часть функций была отдана в частный сектор, а государство, избавившись от затрат, стало выступать в роли “надзирателя”. Но, как известно, скупой платит дважды. Как признал министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев, ветеринарная инспекция осуществляла свою деятельность “не на должном уровне”. “Отсутствие с ее стороны принципиальности и жесткости в вопросах осуществления контрольно-надзорной деятельности привело к правовому нигилизму, процветанию подкупа и подделки ветеринарных документов”, - констатировал глава Минсельхоза
Стоило государству отдать бразды правления, как эпизоотическая ситуация в отдельных регионах ухудшилась и привела к печально известным событиям - гибели людей в Павлодарской области от “сибирской язвы”.
Осознав свою неправоту, чиновники решили исправить ошибки прошлых лет. Сначала “переписали” законодательство. В прошлом году в Закон “О ветеринарии” были внесены поправки. Часть из них связана с предстоящим вступлением нашей страны в ВТО и Таможенный союз. Ключевыми моментами введенных новшеств стало создание ветеринарных служб местных исполнительных органов с передачей им части полномочий государственной ветеринарной инспекции, обязательность убоя животных, предназначенных для реализации, в специализированных и убойных пунктах. Полномочия ветеринарной службы были расширены по принципу развитых стран: “От стойла до стола”.
Кроме того, внедрен принцип зонирования территорий по эпизоотическому состоянию, что позволит снять существующие барьеры при международной торговле. Таким образом, система ветеринарии на сегодняшний день максимально гармонизирована с международными нормами и требованиями Международного эпизоотического бюро.
Другое дело - как исполняется закон. Здесь имеются серьезные недостатки.
До сих пор не завершен процесс комплектации кадрами ветеринарных служб местных исполнительных органов - 13 процентов штатной численности остаются вакантными. Это негативным образом отразилось на своевременности и качестве проводимых ветеринарно-санитарных мероприятий против особо опасных заразных болезней на местах. Также не обеспечено проведение идентификации животных в соответствии с установленными требованиями. Не обеспечена работа по строительству и функционированию в каждом населенном пункте скотомогильников. Сегодня их нет в каждом четвертом населенном пункте страны, а на содержание существующих скотомогильников средства практически не выделяются.
На местах не соблюдают норму об обязательном убое животных на специализированных площадках. Как показала недавняя проверка, из 1353 объектов убоя 125 не работают по причине отсутствия ветспециалистов, а из 2232 населенных пунктов не организован подвоз скота на закрепленные убойные площадки.
Но особенно острой проблемой остается нехватка ветеринарных специалистов на местах. Это одна из главных причин неэффективной деятельности ветеринарной службы. Из 7066 сельских населенных пунктов в 3094 (44 процента) нет ветспециалистов, а в остальных нагрузка на одного ветврача значительно превышает установленные нормативы. К тому же кадровый состав ветеринарии на селе практически не пополняется молодыми специалистами. Ежегодно только примерно одна четвертая часть выпускников институтов и колледжей трудоустраивается по специальности, в основном в лабораторной сети. Мало кто едет на постоянную работу в сельскую местность.
Сегодня в правительстве уже никто не сомневается - необходимо усилить государственное участие в сфере ветеринарии. Как считают чиновники, это должно осуществляться, с одной стороны, путем повышения ответственности ветеринарной инспекции, ужесточения мер уголовного и административного наказания юридических, физических и должностных лиц за нарушения ветеринарного законодательства, а с другой - путем введения госмонополии на работы по профилактике особо опасных заразных болезней. В этой связи в Закон “О ветеринарии” будет внесен еще ряд поправок.
Для выполнения “госмонопольной функции” в каждом районе и городе создадут коммунальное казенное предприятие с соответствующим материально-техническим оснащением. Параллельно будет улучшено оснащение ветеринарных лабораторий и закуплены транспортные средства для ветинспекции.
Необходимо обеспечить финансированием ежегодное двухкратное диагностическое исследование крови животных против особо опасных заразных болезней. Это обойдется государству в 1,9 миллиарда тенге.
Каждый населенный пункт обеспечат, как минимум, одним скотомогильником, который будет содержаться за счет местного бюджета. По предварительным подсчетам, на строительство недостающих скотомогильников потребуется около 1,2 миллиарда тенге, а на их содержание нужно ежегодно выделять около 800 миллионов.
Также пересмотрят компенсации стоимости животных, изъятых государством у владельцев при осуществлении ликвидации и оздоровления очагов особо опасных заразных болезней. В настоящее время возмещается не более 50 процентов рыночной стоимости. Предлагается довести компенсацию до 80 процентов путем ежегодного дополнительного выделения по 300 миллионов. Такая мера позволит исключить случаи скрытия больных животных.
Кадровый вопрос также будут решать “методом пряника”. Минсельхоз предлагает приравнять ветспециалистов к специалистам социальной сферы с тем, чтобы они могли получать государственную поддержку при переезде на постоянную работу в сельскую местность.
В целом ветеринарная реформа обойдется государству в предстоящие три года в 61 миллиард тенге. Правительство согласилось пойти на такие затраты в надежде, что они потом окупятся. К тому же доводов “за” было предостаточно. Учитывая, что наша страна входит в Таможенный союз и в скором времени присоединится к Всемирной торговой организации, вопросы ветконтроля должны быть соблюдены от “а” до “я”. “Наше законодательство должно быть гармонизировано с государствами-партнерами по Таможенному союзу. В России и Беларуси выстроена такая система, которую мы сейчас предлагаем.
Там в каждом районе есть ветстанции в виде коммунальных предприятий”, - заметил глава Минсельхоза Акылбек Куришбаев. Его поддержала министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова: “В соответствии с действующей российской практикой, для того чтобы Россия открыла свой рынок для животноводческой продукции из любой страны, включая страны Таможенного союза, их ветеринарные службы должны делать ежегодную инспекцию тех предприятий, которые поставляют эту животноводческую продукцию. И только после того, как они поставят галочку, открывают свой рынок”.
Несколько слов о новой реформе сказал председатель правления АО “НУХ “КазАгро” Асылжын Мамытбеков: “Правильно, что сейчас кардинально меняется пропорция реально работающих ветеринарных врачей со шприцем и тех людей, которые контролируют. Потому что нынешняя ситуация больше похожа на сказку, где мужик двух генералов кормит. Потому что на одного ветеринарного врача со шприцем приходится два с половиной чиновника, которые его контролируют, инспектируют либо управляют”.
Астана |