|
Андрей Губенко, Алла Иванилова
Все мы премного наслышаны о том, что казахстанские чиновники намерены всецело развивать туристическую отрасль, сделать ее стратегической доходной статьей бюджета. Неоднократно озвучивались наполеоновские планы государства о том, что уже в следующем году число иностранных туристов должно достичь цифры в 14 миллионов в год! Однако все это на бумаге. Что делается реально? В частности, приближается Азиада - превосходный повод для пиара страны. Как чиновники намерены распорядиться им?
Действительно, скоро к нам приедут сотни журналистов - профессиональных пиарщиков. Нужно как можно полнее показать им казахстанские красоты, чтоб, вдохновленные ими, они затем убедили на поездку в Казахстан своих читателей.
Но, конечно, провезти их по всей стране невозможно, да и заняты они будут на соревнованиях. Однако с ознакомительной функцией вполне может справиться различная туристическая информация, причем не только “прямолинейная”, не только буклеты и справочники, похожие друг на друга во всем мире, но и книги, фильмы казахстанских путешественников и этнографов, рассказывающие не просто о природе, а и о народах, проживающих на казахстанской земле, их своеобразных обычаях и драматичной истории.
Так, например, чиновники озабочены тем, чтобы поднять Казахстан к 2015 году в списке “Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма” на две строчки выше - с 92 места, которое наша страна занимала в прошлом году, на 90. Но кому это нужно, кроме самих чиновников?!
Или, например, вдоль международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай обещается создать очередной туристский кластер. В Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областях вдоль международной трассы будут построены объекты придорожной инфраструктуры. А именно: два в Актюбинской области - “Гринланд” и “Караван-сарай Иргыз”, пять в Кызылординском регионе - “Коркыт-Ата”, “Камбаш”, “Байконур”, а также “Космическая гавань” и Юрточный отель и еще два в Южно-Казахстанской области - “Древний Туркестан” и “Древний Отрар”.
Кроме того, возможно, к этим девяти туристским комплексам присоединятся еще два: “Балхаш-Нурсай” в Карагандинской области и туристский комплекс “Жибек Жолы” в Алматинской области на пропускном пункте Хоргос.
Определен даже так называемый типовой объект придорожного сервиса. Это так называемые “12-часовые мотели”, туристский информационный пункт, кафе, магазины, туалеты, заправочная станция, стоянка для грузовиков, авторемонтная мастерская, шиномонтажная мастерская. И даже расстояние между этими объектами, которые будут располагаться в шахматном порядке, заботливо рекомендуется в 90-120 километров.
Все это замечательно. Но не логичней было бы прежде задуматься, чем и как привлечь туриста на этот самый “типовой объект”? Ведь даже если сервис и инфраструктура (о развитии которых стоит сказать особо) будут соответствовать строгим международным стандартам - это же еще не повод для иностранцев ехать за тридевять земель!..
|
В ожидании Годо... |
Мы сейчас не говорим о том, насколько это (создание должного уровня сервиса и инфраструктуры) фантастично или нет. Хотя, к сожалению, есть подозрение, что это всего лишь дежурные рапорты. В частности, о том, что в границах СЭЗ “Бурабай” Акмолинской области будет построен туристско-развлекательный комплекс, говорится уже не первый год. Как и о гостиничном комплексе на побережье озера Алаколь, и настоящем новом городе “Жана-Иле” на побережье Капшагайского водохранилища. Но никаких городов мы до сих пор так и не видим: только деревни - маниловские или потемкинские, кому как больше нравится.
Но, повторимся, даже если это казахстанское (и туристское) Эльдорадо и будет создано - как чиновники хотят, чтобы о нем узнали потенциальные туристы? Согласитесь, бессмысленно тратить деньги на дороги и гостиницы, но при этом нисколько не думать о продвижении специфического туристского товара, о промоушне. А ведь в стране уже сейчас есть авторы и готовы их произведения, которые могли бы популяризовать “экотуристический Казахстан”. Да что там: наша газета в последние три года предприняла цикл путешествий по национальным паркам, заповедникам и прочим ООПТ Казахстана, по итогам которых выпустила серию беллетризированных и иллюстрированных путевых очерков. Это фактически готовая книга, которую Министерство туризма могло бы издать (как, впрочем, и другие подобные материалы, создающие бренд Казахстана), но, видимо, чиновникам не интересно заниматься подобной “мелочевкой”. А в то же время мы каждый год узнаем, что наши доблестные министерства и ведомства в очередной раз не освоили выданный им бюджет...
Выжидают более выгодные проекты? И какую они ищут выгоду? А между тем потенциал экотуризма в Казахстане популяризируют не государство, а... НПО, финансируемые различными международными фондами. Вот как все это объяснить?
А, может, просто не те люди и структуры этим занимаются? Ведь туристы едут, скажем, во Францию и Италию не просто поглазеть на древние камни - они хотят прикоснуться к тому, что когда-то узнали из книг. Бренд страны - понятие культурологическое, и поэтому заниматься им, если угодно, генерировать его должно, по логике, не столько Министерство спорта и туризма, сколько Министерство культуры.
Вот сейчас чиновники жонглируют цифрами и названиями, произносят имена памятников природы и истории, которые должны привлечь туристов как своих, так и из-за рубежа. Но под лежачий, пусть и самый большой и древний камень вода не бежит.
Надо творить мифологию, нужно поощрять отечественные таланты оживлять историю и географию Казахстана. И тогда обаятельный образ страны, возможно, и побудит людей на путешествие сюда. |